head-bg-picture

Исполины парусного флота

Исполины парусного флота
/

Московский лекторий Русского географического общества вновь открыл свои двери!

28 января в обновлённом здании Московской штаб-квартиры Общества состоялась первая, после долгого перерыва, лекция. В гости к нам пришёл настоящий «морской волк» Сергей Туников - капитан крупнейшего в мире парусного судна Royal Clipper, путешествующего по Средиземному и Карибскому морям. Выступление капитана сопровождали работы одного из лучших фотографов-маринистов России Юрия Масляева.

После вступительного слова Исполнительного директора Общества Геннадия Дмитриевича Олейника вниманием аудитории почти на два часа завладел капитан. Он начал свой рассказ с показательного факта: за 10 лет, с 1990 по 2000 годы, количество парусных кораблей в мире выросло на 50%. Ренессанс парусного кораблестроения и судоходства легко объясним - парусники не только идеально подходят для использования в учебных, круизных, спортивных и иных целях, но и просто красивы!

Не все знают, продолжал Сергей Туников, об огромной роли Китая в развитии парусного судоходства. А ведь в Средние века он был лидером на море. Именно  здесь в 1405 году построен уникальный 9-мачтовый корабль, один из крупнейших парусных кораблей в истории человечества. Командовал флотом Китая адмирал Чжэн Хэ. Парусная армада Китая, состоявшая из 300 судов, избороздила все южные моря вплоть до Восточной Африки, а 7 её основных экспедиций внесли колоссальный вклад в расширение Минской империи и сфер её влияния.

В числе самых больших парусных кораблей мира капитан упомянул единственную в мире семимачтовую шхуну - Thomas Lawson, спущенную на воду в 1902 году (шхуна - парусное судно с косыми парусами. - Прим. ред.). С ней связан забавный эпизод. Экипаж поначалу не знал, как называть мачты, привыкнув к тому, что рангоут обычно включал в себя не более 5 мачт. Особые неудобства причиняли парусные авралы, когда матросам нужно было быстро выполнять команды офицеров, а они путались в названиях мачт. В итоге моряки нашли свойственный им простой и логичный выход: 7 мачт были названы по дням недели - "понедельник", "вторник" и так далее.

Многочисленных слушателей лекции - а их было 75 в зале и 442 в интернете - ждали рассказы обо всех известных парусниках России и мира, фрагменты личного опыта капитана, весёлые байки из морской жизни, ответы на вопросы, заданные из зала и в чате вебинара. Многое осталось, в прямом и переносном смысле, за бортом - например, мнение капитана о современных пиратах и о том, кому они нужны, подробности его плана преобразования парусного флота России... но нельзя за два часа объять необъятное. После лекции наиболее заинтересованные посетители подходили к Сергею Туникову за комментариями, и он с готовностью отвечал на все вопросы.

Справка.

До того как стать капитаном судна Royal Clipper, Сергей Владимирович Туников был помощником капитана и старпомом на барке «Крузенштерн», а во время кругосветной экспедиции на этом судне – его старшим штурманом. Впоследствии он также успел побывать капитаном на другом нашем знаменитом паруснике – фрегате «Паллада».

Кроме всего прочего, Сергей – яхтсмен (мастер спорта международного класса), мастер восточных единоборств, прекрасный исполнитель песен под гитару. Он многократно прыгал с парашютом, построил экологически чистый дом под Калининградом (откуда родом) и написал диссертацию на тему «Влияние учёта угла деривации на диаграммы статической и динамической остойчивости судна».

Кирилл Кузнецов 

Видеозапись лекции Сергея Туникова "Исполины парусного флота".