Голоса погибших кораблей
С 27 по 29 августа 1941 года при передислокации Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в водах Финского залива погибло более 60 военных и транспортных судов и свыше 15 тысяч человек. Решение о боевой операции было принято в срочном порядке после того, как немецкие войска прорвались в Прибалтику. Если бы не этот манёвр, вошедший в историю как Таллинский прорыв, СССР рисковал полностью лишиться Балтийского флота, оставив Ленинград без защиты со стороны моря.
Экспедиция "Голоса погибших кораблей" — логическое продожение исследовательского проекта "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте", организованных РГО и разведывательно-водолазной командой Константина Богданова на Балтике. К 2022 году в Финском заливе были установлены места гибели более 12 тысяч погибших моряков и подводников, создано 16 уникальных 3D-музеев, найдены и зафиксированы 15 транспортных судов Таллинского прорыва, сторожевой корабль "Буря" и базовый тральщик "Фугас", а также 16 подводных лодок. Неожиданной находкой стал парусный линейный корабль "Лефорт", затонувший в 1850-х годах.
В 2023 году в Балтийском море участники экспедиции планируют провести детальное обследование транспорта "Вторая Пятилетка" и груза, находящегося на палубе и в трюмах судна, найти и идентифицировать транспорт "Выборг" и германскую плавбатарею "Вест", которая является самым крупным кораблем противника, потопленным советской гидроавиацией в годы Великой Отечественной войны. На Чёрном море будет обследован и идентифицирован минный заградитель "Прут".
В ходе подводных погружений будет производиться фото- и видеофиксация затонувших объектов для создания 3D-моделей судов и кораблей. Важное направление экспедиции 2023 года — создание уникального мемориала, на котором будут размещены копии судовых колоколов, поднятых с кораблей, погибших в годы Второй мировой войны.
По ком звонит колокол: прощальная песнь над Финским заливом
На острове Гогланд впервые со времён Великой Отечественной войны прозвонили поднятые со дна рынды погибших кораблей. Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова под эгидой РГО сумела найти и опознать практически все суда, покоящиеся в российских территориальных водах. Почтить их память собрались моряки и родственники погибших, а голоса судовых колоколов стали частью премьерной песни, которую Александр Ф. Скляр и группа "Ва-Банкъ" подготовили специально для этого мемориального мероприятия.
Увидеть "Вторую Пятилетку" и сфотографировать "Бурю"
Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова снова выходит в море. Очередной этап экспедиции "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте" стартует 16 июля. На дне Финского залива обнаружены несколько затонувших судов, которые предстоит идентифицировать.
Дело о корабельном колоколе: что хотел скрыть капитан судна De Ruyter сто лет назад
В августе 2021 года подводные исследователи Разведывательно-водолазной команды Константина Богданова нашли под водой судно — аккурат там, где по документам должна была лежать "Аусма", погибшая в ходе Таллинского прорыва. Однако корабельный колокол не подтвердил находку и позволил вскрыть почти детективную историю кораблекрушения более чем 110-летней давности.
80 лет под водой
Подводные исследователи обнаружили места гибели кораблей "Буря" и "Фугас", подорвавшихся на минах во время набеговой операции Балтфлота в 1942 году. В августе исполнится 80 лет с того момента, как они затонули, унеся жизни 104 моряков. Кроме того, участники экспедиции "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте" продолжили создание 3D-мемориалов судов, найденных в 2021 году.
Подводные исследователи раскрыли тайну 115-летней давности о гибели парохода De Ruyter
Голландский пароход De Ruyter, погибший в августе 1906 года с грузом овса и пиломатериалов на пути из Санкт-Петербурга в Роттердам, был обнаружен и идентифицирован участниками совместной подводно-поисковой экспедиции "180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной морской карте" Разведывательно-водолазной команды при поддержке Русского географического общества и морской инженерной компании "Фертоинг". Работы проводились в рамках долгосрочного проекта "Поклон кораблям Великой Победы. 180 миль до Ленинграда" при поддержке Фонда президентских грантов и ПАО "Транснефть".
Таллинский прорыв: вспомнить всё
В канун 77-й годовщины победы в Великой Отечественной войне начинается второй сезон экспедиции РГО "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". Экспедиция — часть долгосрочного международного научно-поискового проекта "Поклон кораблям Великой Победы".
Эхо Юминды: шокирующие итоги эстонской части экспедиции РГО
Завершился второй этап экспедиции РГО "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". Поиски проходили в эстонских территориальных водах, у мыса Юминда. Здесь погибло наибольшее количество людей во время эвакуации Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года.
Экспедиция РГО обнаружила самое массовое место гибели людей в Финском заливе
Два советских судна, погибших у мыса Юминда в августе 1941 года, обнаружили и идентифицировали участники экспедиции РГО "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". Речь идёт о транспортах "Балхаш" и "Найссаар". Первый из них до сих пор считается самым массовым местом гибели людей в Финском заливе.
Экспедиция РГО, посвящённая 80-летию Таллинского прорыва, становится международной
Второй этап экспедиции РГО "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте" начинается сегодня, 1 июля, в эстонской части акватории Финского залива. Теперь экспедиция носит международный характер. Ныряльщикам предстоит найти и идентифицировать суда, погибшие в августе 1941 года в районе мыса Юминда.
Константин Богданов: Найденные в Финском заливе суда должны получить статус воинских захоронений
Завершилась первая часть экспедиции РГО "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". В ходе проведённых гидролокационных работ и подводных исследований были найдены и идентифицированы четыре транспортных судна, перевозившие более 2,5 тыс. человек. Руководитель экспедиции Константин Богданов впервые рассказывает о деталях майских погружений в Финском заливе. Что удалось выяснить вдобавок к известным фактам? Почему было непросто идентифицировать некоторые суда? И как память о войне неожиданно заставляет думать об экологии?
Бездна трагедии: спустя 80 лет в Финском заливе нашли четыре погибших судна и останки тысяч людей
Четыре советских судна найдены на дне Финского залива и идентифицированы специалистами "Разведывательно-водолазной команды" в ходе первого этапа экспедиции РГО "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". На погибших в августе 1941 года транспортах находятся останки 2,5 тысяч человек.
Самоотверженно и до последнего: как погибал "Калпакс"
Первый же день работы Подводно-поисковой экспедиции "180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной морской карте. Комплексное подводное исследование к 80-летию Таллинского перехода" оказался результативным. Разведывательно-водолазная команда исследовала и идентифицировала лежащий на дне Финского залива Балтийского моря участвовавший в переходе санитарный военный транспорт "ВТ-524", затонувший в результате налета германской авиации 29 августа 1941 года.
Таллинский прорыв: найти и вспомнить
5 мая 2021 года начинается экспедиция под эгидой Русского географического общества "180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной карте". Об этом было объявлено на пресс-конференции в Штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге. С мая по август водолазам предстоит найти и идентифицировать полтора десятка судов, погибших в самом начале Великой Отечественной войны в ходе Таллинского перехода, ставшего одной из самых трагических и по сей день незакрытых страниц войны.