Голоса погибших кораблей

Subscribe to RSS - Голоса погибших кораблей

С 27 по 29 августа 1941 года при передислокации Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в водах Финского залива погибло более 60 военных и транспортных судов и свыше 15 тысяч человек. Решение о боевой операции было принято в срочном порядке после того, как немецкие войска прорвались в Прибалтику. Если бы не этот манёвр, вошедший в историю как Таллинский прорыв, СССР рисковал полностью лишиться Балтийского флота, оставив Ленинград без защиты со стороны моря. 

Экспедиция "Голоса погибших кораблей" — логическое продожение исследовательского проекта "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте", организованных РГО и разведывательно-водолазной командой Константина Богданова на Балтике. К 2022 году в Финском заливе были установлены места гибели более 12 тысяч погибших моряков и подводников, создано 16 уникальных 3D-музеев, найдены и зафиксированы 15 транспортных судов Таллинского прорыва, сторожевой корабль "Буря" и базовый тральщик "Фугас", а также 16 подводных лодок. Неожиданной находкой стал парусный линейный корабль "Лефорт", затонувший в 1850-х годах. 

В 2023 году в Балтийском море участники экспедиции планируют провести детальное обследование транспорта "Вторая Пятилетка" и груза, находящегося на палубе и в трюмах судна, найти и идентифицировать транспорт "Выборг" и германскую плавбатарею "Вест", которая является самым крупным кораблем противника, потопленным советской гидроавиацией в годы Великой Отечественной войны. На Чёрном море будет обследован и идентифицирован минный заградитель "Прут".

В ходе подводных погружений будет производиться фото- и видеофиксация затонувших объектов для создания 3D-моделей судов и кораблей. Важное направление экспедиции 2023 года — создание уникального мемориала, на котором будут размещены копии судовых колоколов, поднятых с кораблей, погибших в годы Второй мировой войны.

По ком звонит колокол: прощальная песнь над Финским заливом

На острове Гогланд впервые со времён Великой Отечественной войны прозвонили поднятые со дна рынды погибших кораблей. Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова под эгидой РГО сумела найти и опознать практически все суда, покоящиеся в российских территориальных водах. Почтить их память собрались моряки и родственники погибших, а голоса судовых колоколов стали частью премьерной песни, которую Александр Ф. Скляр и группа "Ва-Банкъ" подготовили специально для этого мемориального мероприятия.

ayr09363.jpg


Судовые колокола моряки называют душами кораблей. Фото: Анна Юргенсон

Увидеть "Вторую Пятилетку" и сфотографировать "Бурю"

Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова снова выходит в море. Очередной этап экспедиции "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте" стартует 16 июля. На дне Финского залива обнаружены несколько затонувших судов, которые предстоит идентифицировать.

op8a8827.jpg


Только визуальный осмотр может дать гарантию, что это именно тот объект, который был обнаружен при сканировании морского дна. Фото: Разведывательно-водолазная команда

Дело о корабельном колоколе: что хотел скрыть капитан судна De Ruyter сто лет назад

В августе 2021 года подводные исследователи Разведывательно-водолазной команды Константина Богданова нашли под водой судно — аккурат там, где по документам должна была лежать "Аусма", погибшая в ходе Таллинского прорыва. Однако корабельный колокол не подтвердил находку и позволил вскрыть почти детективную историю кораблекрушения более чем 110-летней давности.

dsc00799.jpg


Чтобы всё досконально выяснить, нужно погрузиться под воду не один раз. Фото: Разведывательно-водолазная команда

80 лет под водой

Подводные исследователи обнаружили места гибели кораблей "Буря" и "Фугас", подорвавшихся на минах во время набеговой операции Балтфлота в 1942 году. В августе исполнится 80 лет с того момента, как они затонули, унеся жизни 104 моряков. Кроме того, участники экспедиции "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте" продолжили создание 3D-мемориалов судов, найденных в 2021 году.

00-op8a8630.jpg


Подводные исследователи рядом с затонувшей "Бурей". Фото: Разведывательно-водолазная команда

Подводные исследователи раскрыли тайну 115-летней давности о гибели парохода De Ruyter

Голландский пароход De Ruyter, погибший в августе 1906 года с грузом овса и пиломатериалов на пути из Санкт-Петербурга в Роттердам, был обнаружен и идентифицирован участниками совместной подводно-поисковой экспедиции "180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной морской карте" Разведывательно-водолазной команды при поддержке Русского географического общества и морской инженерной компании "Фертоинг". Работы проводились в рамках долгосрочного проекта "Поклон кораблям Великой Победы. 180 миль до Ленинграда" при поддержке Фонда президентских грантов и ПАО "Транснефть".

r-kolokol-deryuiter.jpg


Колокол De Ruyter. Фото предоставлено Разведывательно-водолазной командой

Таллинский прорыв: вспомнить всё

В канун 77-й годовщины победы в Великой Отечественной войне начинается второй сезон экспедиции РГО "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". Экспедиция — часть долгосрочного международного научно-поискового проекта "Поклон кораблям Великой Победы".

op8a8441.jpg


В поисках погибших кораблей. Фото: Разведывательно-водолазная команда

Эхо Юминды: шокирующие итоги эстонской части экспедиции РГО

Завершился второй этап экспедиции РГО "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". Поиски проходили в эстонских территориальных водах, у мыса Юминда. Здесь погибло наибольшее количество людей во время эвакуации Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года.

efe-mg-001581.jpg


Штурвал парохода "Эверита", останки которого обнаружены на глубине 106 метров. Фото: "Разведывательно-водолазная команда"

Экспедиция РГО обнаружила самое массовое место гибели людей в Финском заливе

Два советских судна, погибших у мыса Юминда в августе 1941 года, обнаружили и идентифицировали участники экспедиции РГО "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". Речь идёт о транспортах "Балхаш" и "Найссаар". Первый из них до сих пор считается самым массовым местом гибели людей в Финском заливе.

00-211479090-2991434827842182-1931470337914179417-n.jpg


Страшные находки на глубине 96 метров. Фото: "Разведывательно-водолазная команда"

Экспедиция РГО, посвящённая 80-летию Таллинского прорыва, становится международной

Второй этап экспедиции РГО "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте" начинается сегодня, 1 июля, в эстонской части акватории Финского залива. Теперь экспедиция носит международный характер. Ныряльщикам предстоит найти и идентифицировать суда, погибшие в августе 1941 года в районе мыса Юминда.

sha-2105-0211.jpg


Еще много тайн и загадок скрывают воды Финского залива. Фото: Руслан Шамуков

Константин Богданов: Найденные в Финском заливе суда должны получить статус воинских захоронений

Завершилась первая часть экспедиции РГО "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". В ходе проведённых гидролокационных работ и подводных исследований были найдены и идентифицированы четыре транспортных судна, перевозившие более 2,5 тыс. человек. Руководитель экспедиции Константин Богданов впервые рассказывает о деталях майских погружений в Финском заливе. Что удалось выяснить вдобавок к известным фактам? Почему было непросто идентифицировать некоторые суда? И как память о войне неожиданно заставляет думать об экологии? 

ola03943.jpg


Константин Богданов. Фото: Ольга Акулова

Бездна трагедии: спустя 80 лет в Финском заливе нашли четыре погибших судна и останки тысяч людей

Четыре советских судна найдены на дне Финского залива и идентифицированы специалистами "Разведывательно-водолазной команды" в ходе первого этапа экспедиции РГО "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". На погибших в августе 1941 года транспортах находятся останки 2,5 тысяч человек.

00-op8a8493-0.jpg


Финский залив, глубина 50 метров. Фото: Разведывательно-водолазная команда

Самоотверженно и до последнего: как погибал "Калпакс"

Первый же день работы Подводно-поисковой экспедиции "180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной морской карте. Комплексное подводное исследование к 80-летию Таллинского перехода" оказался результативным. Разведывательно-водолазная команда исследовала и идентифицировала лежащий на дне Финского залива Балтийского моря участвовавший в переходе санитарный военный транспорт "ВТ-524", затонувший в результате налета германской авиации 29 августа 1941 года.

op8a8458.jpg


Благодаря надписи на рынде удалось достоверно идентифицировать пароход "Калпакс". Фото: Разведывательно-водолазная команда

Таллинский прорыв: найти и вспомнить

5 мая 2021 года начинается экспедиция под эгидой Русского географического общества "180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной карте". Об этом было объявлено на пресс-конференции в Штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге. С мая по август водолазам предстоит найти и идентифицировать полтора десятка судов, погибших в самом начале Великой Отечественной войны в ходе Таллинского перехода, ставшего одной из самых трагических и по сей день незакрытых страниц войны.

019_1.jpg


Фото: Александр Филиппов, пресс-служба РГО