100-летие Северного морского пути

16 сентября 2015 года Россия отмечает 100-летие Северного морского пути. В этот день, ровно век назад, участники гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана пришли в порт Архангельска, стартовав из Владивостока. Это плавание стало первым в истории сквозным прохождением Северного морского пути.

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана проходила под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач".

Да, как это ни удивительно, – сто лет назад ледоколы работали на пару, а не на ядерной тяге. Сегодня Россия обладает самым мощным в мире ледокольным флотом и единственным в мире атомным ледокольным флотом.

Потомственный боевой офицер, участник обороны Порт-Артура, кавалер четырёх орденов, Вилькицкий был направлен в Арктику неслучайно. Близилась мировая война, и правительство было заинтересовано в разведывании северного морского пути и налаживании через него сообщения между столицей и Дальним Востоком.

Выдвинувшись из Владивостока в направлении Архангельска, экспедиция из ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач" под командованием Вилькицкого достигла мыса Челюскина, производя по пути различные географические исследования. 20 августа 1914 года, когда корабли обходили мыс с севера, в том месте, где на картах была указана чистая океанская гладь, экипаж увидел тонкую полоску земли.

Открытие заставило вспомнить о легендарной Земле Санникова, но, по имеющимся сведениям, эта земля должна была быть восточнее. Вилькицкий же решил пройти ещё дальше на север и не ошибся. Утром 22 августа корабли приблизились к высокому скалистому берегу, расстилавшемуся вправо и влево, насколько хватало глаз. Моряки подняли на острове российский флаг и назвали вновь открытую землю именем Николая II. Так было сделано последнее в истории крупное географическое открытие.

В тот год Вилькицкому так и не удалось достичь Архангельска – в Карском море корабли попали в сплошные льды и встали на зимовку. Путь был продолжен лишь в августе 1915 года, а 16 сентября "Таймыр" и "Вайгач" прибыли в пункт назначения. Таким образом, задолго до появления атомных ледоколов Северный морской путь был пройден сквозным рейдом.

В честь Бориса Вилькицкого и его отца – генерала Андрея Ипполитовича названы 9 топонимов на карте Арктики, в том числе пролив между Таймыром и Северной Землей, залив в Баренцевом море, два мыса и ледник на Новой Земле.

Кстати, искать кратчайший путь из Европы в Азию моряки начали еще в XVI веке. Они пытались найти брешь во льдах Северного Ледовитого океана. На протяжении 350 лет пробиться дальше Новой земли никому не удавалось.

Сегодня навигация по Северному морскому пути осуществляется почти круглогодично. В Арктике создаются условия для использования Северного морского пути в качестве транзитной магистрали между Европой и Азией. И это заслуга прежде всего тех самоотверженных людей, которые первыми пытались пройти по этому пути, рискуя своими жизнями.