Родился Юрий Кучиев 26 августа 1919 года в ауле Тиб Северной Осетии. Отец его, Сергей Тимофеевич, был народным комиссаром земледелия Северной Осетии, в 1938 году он был репрессирован и расстрелян как «враг народа», а мать, Хетагурова Любовь Васильевна, из аула Нар, немногословная, мудрая, скромная горянка.
Из воспоминаний Ю.Кучиева: «Мама была домохозяйкой, не разгибая спины, готовила, убирала, потому что у нас был «проходной двор». Очень часто приезжали люди из села, да и нас самих было четверо детей. Мама была деятельной женщиной и могла пойти по общественной линии, но отец запретил ей, сказав: «Детьми занимайся».Мой отец был старым коммунистом, коим остался до своей гибели в конце 30-х годов. И хоть он позже был реабилитирован, это обстоятельство наложило свой отпечаток на мою судьбу».
В тот страшный 1938 год, связанный с репрессией отца, Юрий с отличием окончил среднюю школу № 27 города Владикавказа с единственной мечтой стать летчиком-истребителем. В аттестате было записано: «На основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) Кучиев Юрий Сергеевич пользуется правом поступления в высшую школу без вступительных экзаменов», но в связи с репрессией отца, все двери учебных заведений страны перед ним захлопнулись: ему было отказано в приеме в Военно-воздушную Академию им. Жуковского, в школу военных летчиков, в Московское высшее техническое училище (МВТУ) им.Н.Э. Баумана.
Оскорбленный до глубины души всем происходившим, Юрий Кучиев обратился к депутату Верховного Совета СССР от Северной Осетии, полярному летчику, Герою Советского Союза Марку Ивановичу Шевелеву, к человеку, который много летал, и Юрий надеялся – он, наверняка, поймет. Поймет, что случилась беда – в авиационное училище не взяли. А как дальше жить, если мечтал об авиации, а мечта недостижима? Марк Иванович внимательно выслушал Юрия и сказал: «Знаешь, мой тебе совет – поезжай на остров Диксон матросом, поварись среди настоящих людей… Да и матери помощь будет». И 05 июня 1941 года, за две недели до начала войны, Юрий Кучиев, по предложению М. И. Шевелева, оказался в далеком заполярном порту Диксон и был зачислен матросом на буксир «Василий Молоков». В годы Великой Отечественной войны находился в составе конвоев Северного флота. С тех пор вся его последующая жизнь была неразрывно связана с морем, с Арктическим флотом России. Тогда и началась морская биография Юрия Сергеевича, прошедшего путь от матроса до капитана полярных ледоколов. 56 лет своей жизни этот в высшей степени скромный человек отдал флоту, и 40 из них – активному плаванию во льдах Северного морского пути.
В 1944 году окончил курсы штурманов, затем прошел заочное обучение в Ленинградском высшем инженерном морском училище имени адмирала С.О. Макарова. Непродолжительное время находился на службе в военно-морском флоте, будучи с сентября по декабрь 1944 года помощником капитана ледокольного парохода «Таймыр» Северного флота.
С января 1945 по август 1951 года – 4-й помощник капитана на ледоколах «Ермак» и «Сибиряков»; 3-й помощник капитана на ледоколе «Малыгин»; 2-й помощник капитана на ледоколах «Малыгин» и «Сибиряков». С августа 1951 по июль 1953 года – старший помощник капитана, затем исполняющий обязанности капитана ледокола «Илья Муромец». С июля 1953 года был переведен старшим помощником капитана на ледокол «Красин». В дальнейшем, с февраля 1959 по декабрь 1961 года возвращался для работы на этом судне старшим штурманом.
В 1962-1963 годах был капитаном ледоколов «Мурманск» и «Киев», дублером капитана атомного ледокола «Ленин», а в 1964 году Юрий Кучиев был назначен капитаном ледокола «Ленин». Именно на нем он «разведал» подходы к северной точке планеты, когда проводил в восточный сектор Арктики ледокол «Владивосток». И мысль о том, что на таких судах можно пробиться на полюс, окончательно созрела у Кучиева. С тех пор вся его последующая жизнь, была связана с Арктическим флотом России.
Вершиной производственной карьеры Кучиева была должность капитана атомохода «Арктика», которую он занял в июне 1971 года, когда судно еще только строилось. До момента его вступления в строй капитан сформировал прекрасно обученную и слаженно работающую команду. Он провел весь комплекс испытаний атомохода и добился принятия его комиссией с оценкой «отлично». Опытный, наделенный талантом морехода, Кучиев вобрал в себя к тому времени, пройдя арктические университеты, знания многих известных полярных капитанов. Они готовили, подводили его к этому шагу, ибо тоже всегда жили мечтой – пробиться к Северному полюсу… В Арктике о капитане Кучиеве говорили, что это один из самых рисковых капитанов. Даже кто-то нарисовал карикатуру: Кучиев гарцует среди льдов на ледоколе, словно на коне… В 1976 году атомный ледокол «Арктика», ведомый капитаном Кучиевым, вызволил из ледового плена ледокол «Ермак» с сухогрузом «Капитан Чижевский» и ледокол «Ленинград» с транспортом «Челюскин».
17 августа 1977 года весь мир облетела новость: впервые в истории надводного мореплавания атомный ледокол «Арктика» совершил экспериментальный прорыв в район Северного полюса. Ледокол уверено вёл наш земляк Юрий Кучиев. Люди, затаив дыхание, каждый день слушали сообщения о продвижении ледокола. Были многочисленные заторы, ледокол падал в тиски гигантских льдин, погода не благоприятствовала экспедиции. Обстановка была настолько сложной, что руководитель экспедиции – министр Морского флота СССР Т.Б. Гуженко, сказал, обращаясь к Юрию Кучиеву: «В твои действия вмешиваться не намерен, ибо верю в высокий профессионализм экипажа. Работай уверенно, а если случится беда – будем отвечать оба».
Все завершилось благополучно: экипаж «Арктики» достиг Северного полюса. Это была победа разума, науки, воли и характера советского человека. Родина высоко оценила подвиг полярников, наградив их орденами и медалями. Кучиева тогда сравнивали с его другом и тезкой Юрием Гагариным. Этот поход показал безграничные возможности атомного ледокольного флота.
14 сентября 1977 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм Юрию Сергеевичу Кучиеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Из воспоминаний Ю. Кучиева: «Поход на Северный полюс имел два значения. Первое – престиж, потому что это была давняя мечта человечества – подплыть к точке полюса на корабле. Вторая задача – главная, и этим объяснялось присутствие на корабле министра Морского флота Гуженко, – определить тактико-технические возможности атомного ледокола «Арктика», стратегию развития арктического судоходства будущего и, соответственно, строительства ледокольного и ледокольно-транспортного флота. Обе эти задачи были успешно выполнены.
Главную роль в нашем походе играли вертолетчики, настоящие герои этой экспедиции, в этом я глубоко убежден и никому не льщу. Шестьдесят часов пролететь на вертолете очень опасно. Именно они нас выводили. Ледовые поля рубить напропалую нельзя, можно застрять. Поля – по 5 километров в поперечнике, и толщина невероятная, поэтому мы выбирали путь, обходя поля. Так как лед постоянно дрейфует, там есть слабины, и мы шли по кромкам этих слабин. Вот эта была ответственность! Главное – не сломаться, не сломать валы, винты ломались многократно, и водолазы меняли их под водой. Помню, первую лопасть мы меняли двое суток, а вторую – уже сутки, наловчились ребята, хотя лопасти весили около трёх тонн».
Далее Юрий Кучиев поведал: «Я испытал совершенно необыкновенное волнение, когда доставил на Северный полюс древко флага, которое не донёс в своё время известный полярный исследователь Георгий Седов, погибший во время экспедиции на острове Рудольф. Это древко было найдено у его могилы. А потом мы на полюсе подняли флаг СССР и даже сыграли на «верхушке» Земли футбольный матч».
Атомоход «Арктика» стоял на якоре на вершине Земли 15 часов. За это время учёные успели выполнить комплекс важнейших исследований и наблюдений. Перед тем как взять курс в обратный путь, опустили в воды Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР. Лишь через 29 лет вновь к Северному полюсу из Мурманска направился атомный ледокол «Ямал», чтобы доставить туда прах супругов Кучиевых – по завещанию Юрия Сергеевича.
С марта 1981 года по июнь 1995 года Кучиев Ю.С. находился на береговой работе в составе Мурманского морского пароходства, занимался проектированием и строительством атомных ледоколов на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге.
Родина высоко оценила трудовой и ратный подвиг Ю.С.Кучиева. Он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалями «За оборону советского Заполярья», «За победу над Германией». Также ему были присвоены звания почетного полярника, почетного работника морского флота, почетного члена Географического общества, почетного капитана атомного ледокола «Арктика» и многое другое.
25 января 1983 года решением исполкома Владикавказского городского Совета депутатов трудящихся Кучиеву Юрию Сергеевичу присвоено звание «Почетный гражданин города Владикавказа».
Выйдя на заслуженный отдых в 1997 году, Юрий Сергеевич многие годы жил в Санкт-Петербурге, часто приезжал в Северную Осетию, вел большую работу по патриотическому и интернациональному воспитанию молодежи.
Умер Юрий Сергеевич Кучиев 17 декабря 2005 года.
***
На протяжении всей своей жизни он был предан морю, Арктике и своей спутнице – супруге Нинель Константиновне. После смерти жены в феврале 1999 года Ю.С. Кучиев завещал друзьям выполнить его последнюю волю – предать водам Ледовитого океана прах свой и своей супруги. «Вы хорошо знаете, что я всегда был и до конца остаюсь романтиком и нисколько об этом не жалею. А остров Диксон, Ледовитый океан и Северный полюс имеют прямое отношение к нашей общей с Нинель Константиновной судьбе», – писал Кучиев в завещании. Руководство и коллектив Мурманского морского пароходства, моряки атомного ледокольного флота посчитали своим святым долгом выполнить последнюю волю капитана, первопроходца арктических широт, чье имя по праву вошло в золотой фонд выдающихся людей России. Урны с прахом Ю.С. Кучиева и Н.К. Кучиевой были доставлены в район Северного полюса моряками Мурманского морского пароходства на борту атомного ледокола «Ямал» и торжественно преданы морю. Атомоход «Ямал» вышел в рейс 13 августа 2006 года. Символично, что эта дата совпала с 29-й годовщиной прихода на Полюс атомохода «Арктика», который произошел 17 августа 1977 года. Необычную церемонию провели с участием действующих арктических капитанов. Только после консультации с ними в районе Северного полюса с атомного ледокола «Ямал» в небо поднялся вертолет и урны с прахом капитана и его верной спутницы опустили в воды океана.
***
Юрий Кучиев прославил на века не только Россию, но и себя, и свой родной край. «Я вместе с моими соратниками – полярными мореплавателями всю свою сознательную жизнь служу людям через Арктику, главнейший запасник народных богатств России. Подтверждение томуприветственные адреса мурманчан, составленные, разумеется, в гиперболических тонах, но по сути своей подтверждающие жизненное кредо человека, добросовестно выполнившего интернациональную миссию Осетии в Арктике! И это вовсе не всплеск дешевого тщеславия, а закономерное следствие глубокой убежденности людей моего поколения. И это здорово! Значит, жизнь прожита не зря!» (Ю.С. Кучиев).
***
В начале 2008 года в ходе экспедиции на ледоколе «Ямал» юго-западнее архипелага Земля Франца-Иосифа был открыт остров. Решением Архангельского областного собрания он был назван в честь капитана, который первым достиг Северного полюса, – Юрия Кучиева. Его имя носит и танкер-газовоз ледового класса.
Уважением и любовью пользовался Ю.С. Кучиев не только среди мурманчан. В Осетии его именем названы родная 27-я школа в столице республики, улица в с. Камбилеевском. Он – Почетный гражданин городов Владикавказа, Алагира, Пригородного района. Памятник Юрию Кучиеву установлен во Владикавказе на улице Коцоева. В соответствии с осетинским обычаем о легендарных личностях слагают героические песни: поэт Г.Цагараев и музыкант Ф.Суанов сложили о нем песню, которая стала поистине народной как знак уважения и любви горцев к своему знаменитому земляку.
В честь 40-летия покорения Северного полюса атомный ледокол «50 лет Победы» совершил круизное путешествие к «верхушке» Земли. Но уже по более короткому маршруту – достиг его за рекордные 79 часов. В числе 100 участников путешествия находился и председатель Совета ветеранов РСО-Алания Солтан Наликович Каболов. В интервью газете «Северная Осетия» он рассказал: «Несмотря на солидный состав экспедиции, интерес ко мне был повышенным, так как я представлял родину капитана – покорителя Северного полюса – и был дружен с ним. А о нём по-прежнему помнят и высоко ценят его заслуги все полярные моряки и капитаны. Я рассказал участникам экспедиции о нашей дружбе с Юрием Сергеевичем, о его малой родине – Осетии, о том, как здесь хранят память о нём и чтут его подвиг».
Собираясь в дальнюю экспедицию, С.Н. Каболов взял с собой капсулу с осетинской землёй, флаг республики с портретом Ю.С. Кучиева, который передал ему в Санкт-Петербурге наш земляк-моздокчанин, контр-адмирал в отставке Виктор Гокинаев.
На полюсе С.Н. Каболов развернул флаг РСО-Алания с портретом первопроходца Арктики и торжественно водрузил на той точке Северного полюса, где сходятся все меридианы. А капсулу с землей Осетии опустили в океан на 4-километровую глубину – туда, где покоится прах супругов Кучиевых.
Ю.С. Кучиев, в интервью той же газете «СО» говорил, что «был и оставался приверженцем социалистической идеологии». И подчёркивал, что чувство Родины, её честь и достоинство восторжествуют, что бы ни говорили о России. Как это актуально сегодня!