head-bg-picture

105 заповедников, более 600 тысяч школьников, один урок

Фото: Сергей Краснощёков, участник фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»

Фото: Сергей Краснощёков, участник фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»

105 заповедников, более 600 тысяч школьников, один урок 105 заповедников, более 600 тысяч школьников, один урок

"Всероссийский заповедный урок" экопросветительского центра "Заповедники" получил Премию РГО – 2018 в номинации "Лучший образовательный проект в области географии". Он прошёл в 20 тысячах российских школ для более чем полумиллиона ребят, а в интернете появился специальный сайт с методическими материалами для учителей. Когда в России станут бережно относиться к природе? И какие задачи ставят разработчики платформы, мы узнали у Натальи Данилиной, директора экоцентра.

Эколого-просветительский центр "Заповедники" – некоммерческая организация, цель которой сохранить и приумножить природные богатства России. Основные направления деятельности: обучение профессионалов заповедного дела, развитие заповедного туризма, организация волонтёрского движения в поддержку заповедных территорий.

– Наталья, как возник центр "Заповедники"?

– В 1995 году вышел закон об охраняемых территориях, в законе была прописана одна из главных задач для особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – вести эколого-просветительскую работу. Поскольку вся моя жизнь – это охрана окружающей среды, работа для заповедников и российских национальных парков, то я принимала участие в разработке этого закона. Моя инициатива оказалась "наказуема" – мне поручили возглавить просветительскую работу. Я начала с того, что в 1996 году создала экоцентр "Заповедники" для развития экологического просвещения на особо охраняемых территориях.

– Фактически вы начали с нуля создавать базу для экопросвещения.

– Действительно, у нас не было ни методического обеспечения, ни специалистов, ни организационных структур, которые занимались бы развитием экологического просвещения, используя потенциал ООПТ. Мы начали проводить обучающие курсы для сотрудников, с тем, чтобы они могли специализироваться в этом направлении. Сегодня такие специалисты у нас есть на всех охраняемых территориях.

Особо охраняемые природные территории – участки суши и воды, на которых находятся природные объекты с особым природоохранным, научным, культурным, эстетическим, рекреационным и оздоровительным значением. Эти участки полностью или частично изъяты по решению властей из хозяйственного пользования и относятся к объектам общенационального достояния. Для этих участков установлен режим особой охраны. В России – около 15 тысяч особо охраняемых природных территорий (ООПТ), или 12% территории, из них 200 имеют федеральное значение.

– Меняется ли отношение к охраняемым территориям с тех пор, как началась эта работа?

– За эти годы изменилось очень многое, в том числе пришло понимание значения ООПТ в высших эшелонах власти. С 2011 года президент и правительство проявляют большой интерес к охраняемым территориям. А ведь традиционно этого не было ни в Советском Союзе, ни в России.

– Каждый школьник знает о том, зачем нужны природоохранные территории, почему об этом нужно ещё и ещё говорить?

– Это иллюзия, что все всё знают и понимают. Мировой опыт показывает, что охранные территории успешны только там, где они постоянно работают с людьми, показывают им свою значимость. Что видят люди, живущие вблизи заповедников и нацпарков? Сюда ходить нельзя, там грибы-ягоды не тронь, тут охотиться и рыбачить не вздумай. А в случае чего охрана с ружьём оштрафует и выдворит восвояси. Это вообще-то не вызывает добрых чувств. Традиционно отношения с руководством охраняемых территорий напряжённые. Но сохранение против воли людей – неперспективно. Сохранять можно только вместе с ними.

– Когда вы скажете: всё, мы достигли эры экологической культуры?

– Увы, никогда нельзя будет сказать: "У нас выросло новое, культурное поколение, и дальше всё пойдёт само собой". Не пойдёт. Нельзя упускать ни одно поколение. Должно быть много вовлечённых людей: и профессионалов, и волонтёров, и учёных, которые понимают, что нужно ещё и популяризировать. И работать нужно всё время на всех этапах: садик, школа, институт.

 

– Как появился проект "Заповедный урок", чья была идея?

– В 2015 году, в преддверии столетия заповедной системы, мои коллеги из центра "Заповедники" предложили сделать большую акцию, которая смогла бы познакомить тысячи детей с заповедными территориями России. Сначала мы создали интернет-платформу под него, а потом стали приглашать партнёров. К нам присоединилась сетевая организация "Российское движение школьников", общественная организация "Эко". Одновременно нас поддержали и Минприроды, и Министерство просвещения России. Процесс пошёл. И вот в день столетия Баргузинского заповедника – 11 января 2017 года – мы запустились. Мы распространили призыв к учителям от Калининграда до Командорских островов включиться в проект, используя ресурс этой интернет-базы. Через два месяца в заповедном уроке приняли участие 100 тысяч школьников со всей страны. Я помню, как мои сотрудницы прибежали со словами: "Посмотрите, как крутится счётчик. Постоянно идут, идут уроки!" Мы были потрясены. В течение 2017 года было проведено 20 тысяч уроков и более 600 тысяч школьников оказались участниками проекта.

– Как работает интернет-площадка "Заповедного урока", в чём её принцип?

– Учителю нужно войти на наш портал, взять оттуда материал, обогатить этот урок методматериалами об охраняемой территории своего региона, провести урок и отчитаться. И вот этот новый, обогащённый материал загрузить на наш портал. Благодаря этому механизму портал содержит богатейший образовательный опыт и огромную базу людей, пользующихся им. Это не только методические разработки, но и исследовательский, географический, биологический материал. Всё накапливается, и всё доступно.

– Как выглядят "заповедные уроки"?

– Они интерактивны. Ребёнок сам участвует, сам формулирует, сам принимает решения. Он включён в процесс, что-то меняющий в образе его мыслей. Пока это игра, но если экологическая культура станет нормой жизни для школьника, то он не закроет настоящее очистное сооружение, будучи взрослым на соответствующем посту.  

– Каким темам посвящены разработанные уроки?

– Бережливому отношению ко всему, что есть в заповедниках и нацпарках. Например, это уроки, посвящённые редким животным. Так, на портале есть урок по сайгаку – реликтовой антилопе. Мы сделали урок по переднеазиатскому леопарду, поскольку сейчас работает программа по возвращению этого вида в дикую природу. В Сочи урок апробировали на детях, потом загрузили в базу. Теперь его могут использовать все желающие. Мы хотим продолжать эту работу. Выхухоль, например, – исчезающий российский эндемик, про неё нужен урок. Но, чтобы эти уроки делать, нам нужен чей-то заказ.

– Кто пользуется методиками, скачивает, загружает свои наработки? Есть ли статистика на этот счёт?

– Количество тех, кто использовал материалы и загружал свои, перевалило за 20 тысяч. Это серьёзная цифра. Кроме школ и охраняемых территорий, участие в проекте приняли библиотеки, музеи, зоопарки и вузы. Были охвачены все регионы России. Лидером стала Республика Татарстан, она вовлекла 84 тысячи школьников, на втором месте Воронежская область – около 30 тысяч, 25 тысяч детей участвовало в Новосибирской области. Это тройка лидеров проекта.

– Почему вы решили заручиться поддержкой РГО?

– РГО – это авторитетная организация, и если она даёт свой лейбл – это как знак качества. Если мы сумели убедить Русское географическое общество, что проект имеет значение, значит, он соответствует уровню качества, который задаёт РГО. Это очень существенно. Мы получили эту поддержку и были невероятно счастливы, когда РГО оценило наш результат.

– Как вы считаете, чем вам удалось впечатлить жюри Премии РГО и победить в номинации "Лучший образовательный проект в области географии"?

– Широким географическим охватом, думаю (улыбается). Обогащение нашего ресурса идёт со всей страны. Материал доступен в любой деревне, где есть увлечённый педагог, который может забраться в интернет. В этом плане проект получился уникальный.

– На какие цели пошёл денежный приз от РГО?

– Как раз в этом году команда нашего экоцентра решила, что в нашей огромной заповедной стране нет фонда, который бы работал с жителями и работниками охраняемых территорий. И мы учредили фонд "Заповедное посольство". Первые деньги, которые были туда внесены, – это премия РГО. Я надеюсь, что, как и у экоцентра, у "Заповедного посольства" есть будущее.   

   Беседовала Оксана Вецлер