П.П. Семёнов-Тян-Шанский. Имя на карте мира

П.П. Семёнов-Тян-Шанский (1910 г.)
П.П. Семёнов-Тян-Шанский (1910 г.)

14 января исполняется 195 лет со дня рождения одного из самых ярких уроженцев Липецкой земли, знаменитого учёного, путешественника, общественного и государственного деятеля II половины XIX - начала XX вв., вице-председателя Императорского Русского географического общества  Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского. П.П. Семёнов смог достичь значительных высот в государственной деятельности, став действительным тайным советником, членом Государственного Совета, сенатором. Стоит отметить и то, что за свою многолетнюю и весьма успешную деятельность он был награждён всеми высшими степенями орденов Российской Империи. Но, будучи «государственным мужем» он, прежде всего, оставался учёным и, как сам говорил об этом, посвятил свою жизнь «на благо науки и во славу Отечества». Своё знаменитое путешествие в Центральную Азию П.П. Семёнов совершил в тридцатилетнем возрасте, а затем, возглавляя Русское географическое общество, более полувека занимался организацией экспедиций по изучению территории России и сопредельных с нашей страной государств. Не случайно Петра Петровича и современники, и потомки называют «отцом русской географии», а историки науки считают основоположником отечественной школы географов-путешественников.

p._p._semyonov_na_tyan-shane._ris._p.m._kosharova._1857_g.jpg

П. П. Семёнов на Тянь-Шане (рисунок П.М. Кошарова.1857 г.)
П. П. Семёнов на Тянь-Шане (рисунок П.М. Кошарова.1857 г.)

Имя самого Петра Петрович было широко известно в мировой науке, доказательством тому служат географические объекты на карте мира, названные в честь нашего земляка. Любопытно, что впервые имя П.П. Семёнова появилось не где-нибудь, а на карте Северной Америки и cвязано это с экспедицией военной разведки США на реке Юкон в 1883 году. Отряд, состоявший из семи человек, возглавлял лейтенант Фредерик Сватка. Их главной целью был сбор военной информации об индейских племенах северо-запада Канады и Аляски, а второстепенной - географическое исследование территории. Отряд двигался на плоту по Юкону и прошёл от истоков до его устья. И если нижнее и среднее течение реки было исследовано раньше, в бытность Аляски русской территорией, то верховья Юкона оставались совершенно не известными географической науке. Описывая вновь открытые притоки Юкона, речные острова и горные массивы, возвышавшиеся вдоль берегов, Сватка давал им, в том числе, и имена знаменитых путешественников. Так, 9 июля 1883 года, проходя между правыми притоками Юкона Ньюберри и Д’Аббади (сейчас это территория Канады) путешественники нанесли на путевую карту горный массив, который и был назван в честь знаменитого русского исследователя гор П.П. Семёнова – Semenow mountains.

lednik_semyonova_v_tyan-shane._ris._n.g._hludova.jpg

Ледник Семёнова в Тянь-Шане (рисунок Н.Г. Хлудова)
Ледник Семёнова в Тянь-Шане (рисунок Н.Г. Хлудова)

Но, конечно же, наибольшее количество географических объектов, названных в честь П.П. Семёнова, располагаются в Центральной Азии. Что не удивительно, ведь именно эта часть света всегда притягивала внимание Петра Петровича, сначала как путешественника и исследователя, а затем и как организатора экспедиций своих учеников. В 1856-1857 гг. Семёнов (почётное дополнение к фамилии «Тян-Шанский» он получил только в 1906 году, к 50-летию путешествия) в сложных условиях межплеменной войны смог лишь приоткрыть завесу тайны над горным массивом Тянь-Шаня и только с присоединением территории к Российской Империи эти горы стали доступными для детальных исследований. В 1886 г. по инициативе П.П. Семёнова Географическим обществом снаряжается экспедиция для исследования высшей точки Тянь-Шаня – горной группы Хан-Тенгри и огромных ледников, расположенных там. Руководителем экспедиции стал горный инженер И.В. Игнатьев, в неё также были включены ботаник А.Н. Краснов, топограф А.А. Александров и художник Н.Г. Хлудов. Первым объектом исследований экспедиции стал ледник, который давал начало реке Сарыджаз. Решение о его наименовании выглядит вполне логичным. «Ледник этот, - писал в своём отчёте Игнатьев, - открыт ещё в 1857 году вице-председателем Императорского Русского географического общества П.П. Семёновым, в честь которого и назван нами ледником Семёнова».

byust_p.p._semyonova-tyan-shanskogo_v_zdanii_russkogo_geograficheskogo_obshchestva.jpg

Бюст П.П. Семёнова-Тян-Шанского в здании Русского географического общества
Бюст П.П. Семёнова-Тян-Шанского в здании Русского географического общества

П.П. Семёнов был примером для подражания не только для отечественных путешественников, его последователями становились и европейские исследователи, один из них - немецкий горовосходитель Готфрид Мерцбахер. В январе 1902 года в Санкт-Петербурге он встречается с П.П. Семёновым, после чего решается начать свои путешествия по Тянь-Шаню. Как он писал позже, этому активно способствовали «ценные советы Семёнова и изучение богатой русской литературы по этой горной цепи» в библиотеке Русского Географического общества. В 1902-1903 гг. Мерцбахер проводит исследования в окрестностях горы Хан-Тенгри, в том числе и ледника Семёнова, безымянный перевал рядом с которым он называет «Семёновским». Тогда же, решив разгадать загадку положения Хан-Тенгри, немецкие путешественники приняли решение подняться на самую высокую точку над ледником Семёнова. Эту великолепную, широкую, заснеженную вершину, окруженную системой ледяных столбов и расселин и господствующую над всем бассейном ледника Семёнова, первооткрыватель назвал пиком Семёнова «в вечную память о великих заслугах, оказанных энергичным президентом Императорского Русского Географического общества нашему познанию Тянь-Шаня». Таким образом, в Тянь-Шане, где некогда путешествовал Пётр Петрович, и сейчас существуют три горных объекта, носящие его имя.

semyonovskiy_most_v_boomskom_ushchele._foto_nach._hh_v.jpg

Семёновский мост в Боомском ущелье (Фото нач. ХХ в.)
Семёновский мост в Боомском ущелье (Фото нач. ХХ в.)

Мало кто сейчас помнит, что в местах путешествий П.П. Семёнова существовал и ещё один объект, названный в его честь. Это мост, проложенный через реку Чу в Боомском ущелье. В письме Степного генерал-губернатора Г.А. Колпаковского, посланном П.П. Семёнову в апреле 1884 года, читаем: «Руководясь чувствами истинного уважения к учёным заслугам Вашего превосходительства, я приказал в память посещения Вами Буамского ущелья, устроенный в нём через р. Чу мост наименовать «Семёновским». Вот как описывал эти места в то время один из путешественников: «К Иссык-Кулю ведёт только один путь, пролегающий в теснинах Боомского ущелья, замечательнейшего по своей красоте и грандиозности. Великолепно, но и страшно само преддверье Боома. Сначала дорога идёт по ровному каменистому шоссе, как-то вдруг, путь исчезает в бездонной пропасти. Изумлённому путнику открывается чудное, но страшное зрелище. В зияющей глубине, где, беснуясь и разбиваясь о скалы, отчаянно мечется Чу, вырываясь на свободу, перед отвесным зигзагообразным подъёмом приютился мост. Вид потрясающе прелестен». Долгое время Семёновский мост был единственной переправой через эту бурную реку. В советское время деревянный мост был разобран и заменён на бетонный.

muz-tag._pik_semyonova._foto_b.l._grombchevskogo.jpg

Музтаг. Пик Семёнова (Фото Б.Л. Громбчевского)
Музтаг. Пик Семёнова (Фото Б.Л. Громбчевского)

П.П. Семёнов, после окончания своего путешествия, мечтал продолжить исследования Центральной Азии, распространив их далее за горную цепь Тянь-Шаня. Но, занятый государственными делами, как писали современники, в качестве путешественника он был потерян для русской науки. Не смотря на это, учёный смог воплотить свои мечты, организовав множество экспедиций Русского географического общества в этот слабоизученный и очень важный в стратегическом плане регион. Среди них знаменитые экспедиции Н.М. Пржевальского, путешествия М.В. Певцова, П.К. Козлова, В.И. Роборовского. Одним из ярких исследователей Центральной Азии был капитан Б.Л. Громбчевский, совершивший несколько экспедиций в Кашгарию, на Памир и Гиндукуш. Эти территории были интересны России и с геополитических позиций, именно здесь шла «Большая игра» за зоны влияния с Британской Империей. Путешественник наносил на карты мельчайшие подробности, часто давая наиболее значительным географическим объектам свои названия. Так у одной из гор в Канжуте (сейчас – территория Пакистана), в горном массиве Муз-Таг появилось новое имя. Вот строки из полевого дневника военного разведчика Громбчевского: «На верховьях речки Кара-Чукур оказался великолепный пик с двумя ледниками по обе стороны пика, все это названо мною пиком Семёнова в честь нашего глубокочтимого Вице-Председателя П.П. Семёнова».

Кто из нас не зачитывался в детстве фантастическими романами В.А. Обручева «Плутония» и «Земля Санникова», при этом не догадываясь, что автор в своё время был больше известен как отважный путешественник и учёный. Так в 1892-1893 гг. он принимал участие в качестве геолога в Китайско-Тибетской экспедиции Г.Н. Потанина, а затем в 1894 г. самостоятельно продолжал исследования Нань-Шаня, где нанёс на карту ранее не описанный в науке хребет в районе озера Кукунор,  и назвал его в честь П.П. Семёнова. Чуть ранее, там же исследуя хребет Гумбольдта,  он отмечает четыре крупные вершины, самой восточной из них он также даёт имя Семёнова.

Но не только на карте Центральной Азии мы можем найти имя нашего земляка. В конце XIX века начинается активное изучение северных полярных территорий, и Русское географическое общество активно участвует в организации исследований севера. В 1900 году была снаряжена первая большая русская полярная экспедиция под руководством геолога и путешественника барона Э.В. Толля. Основная цель, которая ставилась путешественникам - исследование до того момента слабо изученной части Северного Ледовитого океана и поиск легендарной Земли Санникова. Одним из ближайших помощников Толля был молодой учёный-исследователь, лейтенант флота А.В. Колчак. В его обязанности входило, в том числе и картографирование исследуемой территории. В 1900 г. работа экспедиции велась в восточной части Карского моря, наносились на карты неизвестные ранее географические объекты. Позже, в 1908 гг. Александр Васильевич Колчак, составляя подробные картографические отчёты экспедиции, назвал один из проливов в районе Земли Харитона Лаптева именем П.П. Семёнова. А в 1933 г. появилось ещё одно «семёновское» название - советские гидрографы по проливу назвали возвышенность на его берегу горой Семёнова.

Суровая красота и романтика вечных льдов привлекали к себе не только профессиональных учёных и путешественников, но и художников. Одним из них был русский живописец Александр Борисов, который в 1900 году организовал высокоширотную художественную экспедицию на архипелаг Новая Земля. Она продлилась более четырнадцати месяцев и её результатом стали не только сотни художественных произведений, которые позже экспонировались во многих странах Европы и США. Путешественники обследовали и нанесли на карту берега заливов, давая бухтам, проливам, горным вершинам и мысам новые имена. С подачи А.А. Борисова на карте появились мысы Шишкина, Куинджи, Крамского, Васнецова, Верещагина, Репина. Но не только имена русских художников закрепились на карте Новой Земли, в восточной части острова Северный благодаря «русскому Нансену», как назвал Борисова И.Е. Репин, среди других географических объектов появились залив и гора Семёнова.

Последним полярным объектом, названным в честь нашего земляка стал ледник Семёнова-Тян-Шанского на острове Большевик архипелага Северная Земля, названный участниками советской экспедиции в 1930-1932 гг. Но, самое интересное, что в полярных широтах имя П.П. Семёнова появилось значительно раньше. Немецкий учёный Август Петерман ещё в 1870 г., занимаясь  подробным картографированием архипелага Шпицберген, именем русского географа назвал гору, расположенную в северной части острова Эдж. На современных картах её можно обнаружить под названием Semenovfjella.

gora_semenov-bashi.jpg

Гора Семенов-Баши
Гора Семенов-Баши

Западная часть Главного Кавказского хребта только в начале XX века стала объектом интереса исследователей и горовосходителей. В 1898 году альпинист Александр фон Мекк организовал Русское горное общество, однако власти не спешили официально признавать это объединение. Помог любителям гор П.П. Семёнов. Через два года при его помощи и поддержке устав Общества был зарегистрирован. Одно из первых восхождений русских альпинистов проходило в Теберде в 1904 году, и первая из покорённых безымянных вершин была названа в честь почётного члена Горного общества - Семёнов-баши. Фон Мекк объяснял необычность такого сочетания тем, что на Кавказе «баши» значит «лидер», «вождь», что очень подходит руководителю Русского географического общества и «отцу русской географии».

Но самый интересный факт присвоения имени, а точнее имени и отчества знаменитого учёного географическому объекту произошёл в 1911 г. Исследуя Монгольский Алтай, В.В. Сапожников одной из крупных вершин дал имя «Пётр Петрович». В своём отчёте он писал: «На карте я не прибавляю фамилии, будучи вполне уверен, что для всякого, не только географа, но и вообще образованного русского человека, совершенно ясно, что это имя принадлежит маститому руководителю нескольких поколений русских географов, Петру Петровичу Семёнову-Тян-Шанскому».

pik_semyonova-tyan-shanskogo_v_dzhungarskom_alatau.jpg

Пик Семёнова-Тян-Шанского в Джунгарском Алатау
Пик Семёнова-Тян-Шанского в Джунгарском Алатау

В ХХ веке советскими альпинистами-первовосходителями имя П.П. Семёнова-Тян-Шанского было присвоено высшим точкам Киргизского хребта и Джунгарского Ала-Тау, там же, рядом с одноимённым пиком, имя Семёнова-Тян-Шанского получил и горный перевал. В Москве, Волгограде, Донецке  есть улицы П.П. Семёнова-Тян-Шанского. Совсем недавно в Санкт-Петербурге появился сквер его имени.

dji_0518mural.jpg

Мурал П.П. Семёнова-Тян-Шанского на здании Липецкого государственного педагогического  университета
Мурал П.П. Семёнова-Тян-Шанского на здании Липецкого государственного педагогического университета

И, конечно же, на липецкой земле свято чтут память своего знаменитого земляка. В Липецке и Чаплыгине также есть улицы Семёнова-Тян-Шанского, в областном центре его имя носит библиотечно-информационный центр, в 2016 году Липецкому государственному педагогическому университету было присвоено имя П.П. Семёнова-Тян-Шанского. Вот уже четверть века, с 1997 г., в усадьбе Рязанка (ныне это Чаплыгинский район Липецкой области), где  родился и провёл детские годы знаменитый учёный и путешественник, действует его мемориальный музей, который в последние годы становится не только местом, где хранят память о своём уроженце, но и ярким туристическим, культурным и научным центром не только для жителей Липецкой области, но и всего Центрального региона России.

Автор: Александр Богданов, член Совета Липецкого областного отделения РГО.