head-bg-picture

215-летие со дня старта Первого русского кругосветного плавания

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги "Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна". Научная библиотека РГО

215-летие со дня старта Первого русского кругосветного плавания 215-летие со дня старта Первого русского кругосветного плавания

Сегодня исполняется 215 лет со дня старта Первого русского кругосветного плавания Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского на кораблях "Надежда" и "Нева".

7 августа 1803 года экспедиция вышла из Кронштадта, взяв курс на Копенгаген. Далее маршрут следовал по схеме Фалмут (Великобритания) — Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) — Флорианополис (Бразилия) — Остров Пасхи — Нукухива (Маркизские острова) — Гонолулу (Гавайские острова) — Петропавловск-Камчатский — Нагасаки (Япония) — остров Хоккайдо (Япония) — Южно-Сахалинск — Ситка (Аляска) — Кадьяк (Аляска) — Гуанчжоу (Китай) — Макао (Португалия) — остров Святой Елены — острова Корву и Флориш (Азорские острова) — Портсмут (Великобритания). 17 августа 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт.

"Русские мореплаватели никогда так далеко не ходили… Предлежало им от шестидесятого градуса северной перейти в тот же градус южной широты, обойти дышущий бурями Кап-Горн, претерпеть палящий зной равноденственной линии… Однако любопытство их и желание увидеть отдаленные страны было так велико, что если бы принять всех охотников, явившихся ко мне с просьбами о назначении их в сие путешествие, то мог бы я укомплектовать многие и большие корабли отборными матросами Российского флота", — писал И.Ф. Крузенштерн в книге "Плавание вокруг света".

Экспедицией были открыты новые острова и "стерты" с карт несуществующие, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, установлена широта и долгота многих географических объектов. Путешественниками было получено множество этнографических сведений. Во время путешествия были составлены чукотский и айнский словари. Исследования температуры воды в океанах, ее солености, течений, приливов и отливов в дальнейшем стали одной из основ океанографии, а наблюдения за погодой в разных уголках земного шара впоследствии имели значение для становления климатологии. Труды Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского, изданные по итогам экспедиции, содержавшие множество сведений о малоисследованных землях, вызвали сильный интерес в Европе, вскоре были переведены на западноевропейские языки.

Матросами и офицерами впервые был приобретен уникальный опыт дальних плаваний, тем самым сформировалась основа для дальнейших географических открытий под русским флагом. В частности, в экипаж "Надежды" входили Фаддей Беллинсгаузен – будущий первооткрыватель Антарктиды, и Отто Коцебу, совершивший в дальнейшем еще одно кругосветное путешествие, но уже в качестве командира экспедиции.