295 лет Первой Камчатской экспедиции Беринга

Витус Иоганнес Беринг. Источник: wikipedia.org
Витус Иоганнес Беринг. Источник: wikipedia.org

Незадолго до смерти Пётр I составил инструкции, которым должен был следовать в экспедиции Беринг. Информация была секретной – сам капитан-командор получил её только в день отъезда. Через пять лет, в 1730 году он вернулся с результатами – и с тех пор учёные никак не могут определиться, выполнил ли Беринг указ императора. Сам капитан считал, что решил поставленную задачу, но уже через два месяца после возвращения он представил правительству проект Второй Камчатской экспедиции. Почему понадобился "чистовой" вариант экспедиции и чего хотел от Беринга Пётр Первый?

 

Поручение государя хранилось в секрете, чтобы о нём не узнали иностранцы – в первую очередь, испанцы и голландцы, которым экспедиция Беринга была очень интересна. Несмотря на всю секретность, уже на следующий день после отъезда капитан-командора голландский посол в Санкт-Петербурге Виллем де Вильде отправил своему правительству секретную депешу, где сообщал о её начале.

Читая источник:

"Письмо г-на В. де Вильде в Санкт-Петербург г-ну клерку Генеральных Штатов… Капитан корабля Беринг вчера выехал отсюда на Камчатку с большим количеством лоцманов, матросов-мастеровых и всеми материалами, необходимыми для строительства двух маленьких судов, его миссия – пройти на север и узнать, есть ли проход между Америкой и Восточной Сибирью, как он думает, или же Америка соприкасается с последней. Это длинное и опасное путешествие, но если оно пройдёт успешно, оно обеспечит великую славу императору и создаст имя капитану Берингу"[1].

Господин де Вильде оказался на редкость хорошо осведомлён: действительно, Беринга сопровождало множество матросов, солдат, мастеровых; с ним ехали штурманы, геодезист и корабельщики. В пути капитан опирался на своих офицеров: лейтенантов Алексея Чирикова и Мартына Шпанберга, а также гардемарина Петра Чаплина. Прежде всего, нужно было попасть в Охотск. Дорога заняла два года.

karta_iz_chertyozhnoy_knigi_sibiri_s.remezova._1701_god.tobolsk_maps1700.jpg

Карта из "Чертёжной книги Сибири" С. Ремезова. 1701 год
Карта из "Чертёжной книги Сибири" С. Ремезова. 1701 год

Почти полтора месяца путешественники ехали до Тобольска, оттуда отправились по рекам  Иртышу и Оби до Маковского острога, дальше 70 км добирались до Енисейска посуху, и снова по рекам – Енисею и Верхней Тунгуске – до Илимска, куда прибыли к концу сентября. Пока зимовали, построили на Лене в Усть-Кутском суда, на которых по весне пошли к Якутску. По пути Беринг собирал все возможные сведения о предыдущих плаваньях и открытиях предшественников, но самые важные из них к нему в руки так и не попали. В недрах якутского архива сохранились материалы о путешествии Семёна Дежнёва и Федота Алексеева, которые открыли Берингов пролив ещё в 1648 году, но эта информация дошла до Беринга только во Второй Камчатской экспедиции, когда на документы наткнулись сопровождавшие его учёные.

Подвиг до востребования: что открыл Семён Дежнёв и почему его открытие не замечали почти 90 лет.

ohotskiy_ostrog_1737_godochotsk_1737.jpg

Охотский острог. 1737 год
Охотский острог. 1737 год

Из Якутска надлежало переправиться в Охотск. Провизию и лёгкие вещи везли 663 лошади, больше трети из них пали по пути. Громоздкий груз переправляли по воде до Юдомы; в устье реки караван, возглавляемый Шпанбергом, остановили морозы. Поклажу перегрузили на нарты, в которые впряглись люди. Из 100 нарт до Охотска добралось только 40.

Читая источник:

 "Материалов ничего не привезли, – докладывал Бе­ринг в Адмиралтейств-коллегию о прибытии в Охотск отряда лейтенанта Шпанберга, – понеже идучи путем оголодала вся команда и от такого голоду ели лошади­ное мертвое мясо, сумы сыромятные и всякие сырые кожи, платья и обувь кожаные, а материалы оставил все на дороге в 4 местах понеже по оному пути вблизости жителей никаких не имеется" [2].

К счастью, Беринг, прибывший в Охотск намного раньше группы Шпанберга, выслал навстречу ей спасательную команду с нартами, нагруженными продовольствием. Но к этому моменту многие заболели и отказались участвовать в экспедиции дальше. Трудности не закончились:  размещать команду в крохотном поселении на десяток дворов было негде – пришлось строить избы и амбары. Лошади пали от бескормицы, поэтому люди сами таскали камни, глину, лес, грузы.

suda_postroennye_na_ohotskih_verfyah_vtoroy_kamchatskoy_ekspedicii._risunok_m._p._shpanberga_fleet_of_spangberg.jpg

Суда, построеные на Охотских верфях. Рисунок М. Шпанберга.
Суда, построеные на Охотских верфях. Рисунок М. Шпанберга.

В июне 1727 года на воду спустили первый из экспедиционных кораблей Беринга – шитик "Фортуну" (десятиметровое судно северного типа, с днищем, выдолбленным из цельного дерева и "нашитыми" с помощью ивовых прутьев боковыми досками). К началу сентября участники экспедиции переправились в Большерецк, откуда им предстояло добираться 900 километров до Нижнекамчатска. Дорога заняла ещё полгода: Беринг прибыл на место в марте. С апреля до июня он строил бот, которому дал имя "Святой Гавриил". 13 июля 1728 года "Святой Гавриил" вышел в море из устья реки Камчатки – настало время выполнять инструкции Петра Великого.

 

Читая источник:

“1. Надлежит на Камчатке или в другом таком месте зделать один или два бота с палубами.

2. На оных ботах [плыть] возле земли, которая идет на норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.

3. И для того искать, где оная сошлась с Америкою: и чтоб доехать до какого города европских владений, или ежели увидишь какой корабль европский, проведать от него, как оный куст называют, и взять на писме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость, и, поставя на карту, приезжать сюды”.

Инструкция Петра Первого[3]

К концу июля бот миновал устье Анадыря, а 8 августа мореплаватели встретили "восемь чукоч", у которых попытались узнать, ходят ли здесь какие другие суда, есть ли нос (вытянутый участок земли), который мог бы связывать Америку с Азией, и какие они знают острова в окрестностях. Чукчи, что могли, объяснили, но корякские толмачи не слишком хорошо понимали чукотский язык, а потому, как сказано в журнале Алексея Чирикова, "от них осведомится подлинно, о чём потребно, не могли"[4].

vstrecha_russkih_s_aleutami_risunok_svena_vakselya-wiki-waxell_-_aleuten_vor_den_schumagininseln_gross.jpg

Встреча русских с алеутами. Рисунок Свена Векселя. Источник: wikipedia.org
Встреча русских с алеутами. Рисунок Свена Векселя. Источник: wikipedia.org

Обойдя Чукотский Нос, путешественники 11 августа достигли пролива между Азией и Америкой – мы знаем его как Берингов пролив. На следующий день "Святой Гавриил" вышел в Северный Ледовитый океан, а ещё через день пересёк полярный круг.

andrey_stepanov-beringov_proliv-466425.jpg

Берингов пролив. Фотография: Андрей Степанов
Берингов пролив. Фотография: Андрей Степанов

Беринг собрал совет – нужно было решать, как быть дальше. Сам капитан-командор считал, что задача выполнена: экспедиция установила, что американский берег с азиатским не соединяется. Алексей Чириков предлагал плыть дальше, поскольку "нельзя  быть  уверенными  в  разделении  морем  Азии с  Америкой,  ежели  не  дойдем  до устья Колымы  или  до  льдов,  понеже  известно,  что  в  Северном море  всегда  ходят  льды". С его точки зрения, стоило идти на запад вдоль берегов Чукотской земли и 25 августа встать на зимовку на поросшей лесом местности к востоку от Чукотского Носа. Мартын Шпанберг предложил щадящий вариант – ещё два-три дня идти к северу, а достигнув 66˚ северной широты, возвращаться к берегам Камчатки. Именно этот план и предпочёл Беринг.

 

 Читая источник:

 "А 15 дня того же августа пришли в ширину северную 67 градусов 18 минут. Рассуждал, что по всему видимому и по данной инструкции блаженныя вечнодостойныя памяти его императорского величества исполнено, понеже земля более к Северу не простирается, а к Чюкоцкому или к Восточному углу земли никакой не подошло, и возвратился".

Донесение Беринга

Зимовали мореплаватели в Нижнекамчатском остроге. В июне 1729 года Беринг попытался-таки добраться до американского берега: "камчатские жители сказывали, что будто в ясные дни они видят землю через моря" (из донесения Витуса Беринга), но сильный ветер и туман помешали ему. Уже 8 июня капитан-командор повернул назад и 1 марта 1730 года вернулся в Санкт-Петербург.

vitus_berings_expedition_is_wrecked_on_the_aleutian_islands_in_1741-berings_ships_wrecked.jpg

Экспедиция Витуса Беринга среди Алеутских островов. 1741 год. Источник: wikipedia.org
Экспедиция Витуса Беринга среди Алеутских островов. 1741 год. Источник: wikipedia.org

Вроде бы, географическая задача, поставленная Петром, была решена: плаванье доказало, что отмеченная на картах "земля Иоанна де Гама", протянувшаяся к востоку от Камчатки, не более чем миф и сухопутной связи между Америкой и Азией не существует. Однако Алексей Чириков думал иначе: с его точки зрения, Пётр ожидал, что Беринг достигнет "гишпанского владения мексиканской провинции". Если он прав, целью экспедиции было найти кратчайший водный путь от Камчатки до Калифорнии. Каковы на самом деле были замыслы государя, учёные спорят до сих пор. А Беринг просто внёс на карты все открытые им острова и земли, подготовил Вторую Камчатскую экспедицию – и прошёл-таки проливом, достигнув берегов Северной Америки. Но случилось это позднее.

Ольга Ладыгина


[1] Подлинник секретного донесения голландского посланника Виллема де Вильде от 6 февраля 1725 г. сохранился в гос. архиве Утрехта. Его копии есть в Национальной библиотеке Франции Department des Manuscripts, а также в архиве Санкт-Петербургского института истории, коллекция Голландские резиденты. № 70. Л. 25-26.

[2] Вахтин В. В. Русские труженики моря: Первая морская экспе­диция для решения вопроса, соединяется ли Азия с Америкой. СПб., 1890. С. 90.

[3] Полное собрание законов Российской империи. Т. VII. № 4679: Экспедиция Беринга. С. 59.

[4] Греков В. И.  Очерки  из  истории  русских  географических  иссле­дований в  1725-1765 гг.  М.;  Л.:  Изд-во АН  СССР,  1960. С. 33.