5 января 1956 года советские полярники ступили на берег Антарктиды

Более 70 лет назад Антарктида, особенно ее внутренние области была практически белым пятном на карте - этот ледовый континент открывался стихийно китобоями и моряками, и ее явление миру носило описательный и фрагментарный характер

Она была открыта в ходе русских экспедиций Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в 1820 году, но только год спустя, предположительно,  на одну из ее полуостровных гряд ступила нога моряка-китобоя.  Несмотря на то, что в начале XX века был осуществлен ряд выдающихся иностранных экспедиций вглубь континента и в середине 20-го века была создана  иностранными государствами сеть наземных станций и баз для изучения материка, знания об Антарктике ограничивались  в большинстве своем сведениями о физико-географических условиях субантарктических островов и северо-западной части Антарктического полуострова.

Изучение суб-антарктических вод в нашей стране во второй половине 1940-х годов носили попутный характер и складывалось из наблюдений по океанографии, метеорологии и биологии китов, которые проводились с 1946 года небольшой научной командой, состоявшей в китобойной флотилии «Слава».  Резкая интенсификация изучения Антарктиды началась мировым сообществом в послевоенное время, что было связано с активным включением в этот процесс Советского Союза - государства, внесшего основной вклад в победу во Второй Мировой войне. Возникшая конкуренция с мощным соперником, который в своих исследованиях опирался на многолетнюю практику работ в Арктике, оживила работу в Южном полушарии других стран, прежде всего США.

Пока СССР вел войну с Германией и Японией, Антарктиду, которую именно русские мореплаватели открыли  в начале XIX века,  начали делить между собой ряд иностранных государств, которые провели экспедиции на материке и основали на нем исследовательские базы. Территориальные притязания на Антарктиду выдвигали: Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция, Чили, США. 

13 июля 1955 года советское правительство приняло решение о проведении масштабной антарктической экспедиции в рамках Международного геофизического года, который должен был начаться в 1957 году. Научное руководство экспедицией было возложено на Академию наук СССР, а подготовка и техническое оснащение было поручено Главному управлению Северного морского пути Министерства морского флота, как организации, имеющей значительный опыт работы в Арктике.

Уроженец Пензы Евгений Сузюмов, который в 1955 году занимал должность заместителя начальника отдела морских экспедиций АН СССР был назначен ученым секретарем первой комплексной экспедиции в Антарктиду (КАЭ-1) на дизель-электроходе «Обь». Сузюмов был включен в инициативную группу по организации экспедиции и в дальнейшем координировал деятельность групп, которые занимались отдельными программами по океанографии, организации работ на материке, связям с межведомственным комитетом Международного геофизического года, гляциологии и географии, метеорологии, навигации, расчетам загрузки судна и выгрузки грузов на побережье ледового континента. Опыт организации перевозок по трассе Северного морского пути во время Великой Отечественной войны, приемки военных грузов, прибывавших с иностранными караванами в северные порты, пригодился Сузюмову, чтобы осуществить возложенные на него обязанности.

Международный геофизический год стал одним из крупнейших всемирных научных мероприятий, когда по единой программе, одновременно во всех частях земного шара исследовались сложные природные явления в земной коре, в морях и океанах, в атмосфере на разных высотах и в космическом пространстве. Началом первого этапа работы многолетней советской антарктической экспедиции следует считать появление в водах Антарктики в начале 1956 года ее флагмана дизель-электрохода «Обь» - она предваряла и подготавливала работы по программе МГГ.

В справке-характеристике АН СССР говорится: «Е.М. Сузюмов являлся одним из главных организаторов первых советских исследований в Антарктике». Помимо координации экспедиционных работ, его задачей было провести переговоры с представителями правительств и учеными ряда стран о сотрудничестве и взаимодействии, в том числе в случае опасности для жизни ученых-зимовщиков.

В КАЭ-1 участвовали три судна: дизель-электроходы «Обь» и «Лена», которые имели водоизмещение в 12 600 тонн, грузоподъемность в 4500 тонн и мощность машин по 8200 лошадиных сил, и  «Рефрижератор № 7» водоизмещением 2200 тонн, который  предназначался для доставки скоропортящихся продуктов на береговую базу. Старт экспедиции на дизель-электроходе «Обь» состоялся 30 ноября 1955 году в порту Калининграда.

5 января 1956 года «Обь» подошла к антарктическому материку. Именно с этого дня наша страна начала крупномасштабное изучение Антарктиды, которое продолжается и по настоящее время. Разгрузка «Оби», а затем и подошедшей «Лены» проходила в чрезвычайно неблагоприятных условиях: мешали штормы, обваливался край многометрового ледового щита Антарктиды, судам приходилось часто менять место стоянки, участники экспедиции вели разгрузку круглосуточно. 13 февраля выгрузка 8000 тонн груза была завершена, в Мирном был торжественно поднят флаг СССР, и с этого момента ученые начали вести регулярные научные наблюдения: по радиоканалам передавались сводки погоды, результаты исследований. Первая советская обсерватория была названа «Мирный» в честь одного из кораблей первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева.

Естественно, что первые исследования КАЭ-1 носили рекогносцировочно-описательный характер. Для того, чтобы составить представление о природе Антарктиды, предпринимались многочисленные полеты авиации, а также санно-гусеничные походы во внутренние районы материка. Изначально в акватории моря Дейвиса и прилегающих районах Южного океана ежемесячно, включая зимний период, проводилась авиационная разведка. В результате каждого из полетов или походов удавалось получить новые, порой уникальные научные материалы по различным разделам науки, открыть новые географические объекты.

В горных районах Антарктиды советскими исследователями были выполнены аэрофото- и аэромагнитная съемки, собраны большие коллекции горных пород, открыты неизвестные ранее горы, получившие название Русские, Гагарина, Титова, Бардина, Заварицкого и др. В результате обширных рекогносцировочных работ огромные пространства суши и океана материка, бывшие до этого совершенно не исследованными, получили широкое научное освещение в СССР и в мире.

Одним из классических итогов этих обобщений стало издания Атласа Антарктики, в котором подведены итоги изучения Антарктики на первом этапе ее исследований.

19 января 1959 года был подписан «Договор об Антарктике», который определил нейтральный статус континента и был направлен на недопущение милитаризации шестого материка и замораживание территориальных претензий на неопределенный срок.

Кроме этого, постоянное присутствие России в Антарктике формирует современную мировую геополитику, закрепляет за нашей страной статус лидирующей державы в области научных исследований полярных широт и Мирового океана. Правовые соглашение  о мирном использовании данных территорий ратифицированы благодаря участию нашей страны в исследовании южно-полярных широт, которые были начаты КАЭ-1.

В настоящее время Антарктида - это материк науки, мира и международного сотрудничества, где свободно обмениваются научной информацией и нет границ, отсутствует постоянное население.


Подготовил председатель Пензенского областного отделения РГО Игорь Пантюшов под редакцией к.г.н., эксперта ЮНЕСКО Алексея Сузюмова, фотоматериал из архива Алексея Сузюмова.