head-bg-picture

Администрацией Ногайского района Дагестана 2022 год объявлен годом Бальбека Кельдасова

Администрацией Ногайского района Дагестана 2022 год объявлен годом Бальбека Кельдасова Администрацией Ногайского района Дагестана 2022 год объявлен годом Бальбека Кельдасова

В 2022 году, 3-го марта, исполнилось бы 90 лет со дня рождения основателя краеведческого и географического движения в Ногайском районе Республики Дагестан Бальбека Аджибайрамовича Кельдасова, ушедшего в мир иной в 2009 году. Объявленный администрацией МР “Ногайский район” 2022 год годом Б.А. Кельдасова можно рассматривать как дань памяти этого замечательно представителя ногайского народа. Надо сказать, что он является продолжателем дела, начатого такими выдающимися ногайскими просветителями, как Абдулжалилов, Джанибеков, Курманалиев, Капаев (старший). Эта юбилейная дата напоминание потомкам о недопустимости забвения имен людей, отдавших всю свою жизнь делу сохранения и приумножения национального достояния своей родной земли. 

Бальбек Кельдасов остается в памяти народа личностью, возродившей краеведческое движение в Ногайском районе РД, которое до 70-х годов XX века находилось по сути в зачаточном состоянии. Он явился первым руководителем ногайского подразделения Географического общества нашей страны.

Особенностью личного краеведческого почерка Кельдасова Б.А. является то, что он – один из первых, кто стал кропотливо собирать и осмысливать историко-культурную информацию о ногайском народе, обращаясь к архивным сведениям, трудам профессиональных историков, археологов, этнографов, географов. В те годы вопрос об этногенезе ногайцев не представлял самостоятельную научно-исследовательскую тему. В отечественной историографии ногайский народ просто терялся в таком надуманно-расплывчатом понятии, как “монголо-татары”. Бальбеку Аджибайрамовичу хватило мужества открыто заявить о тюркском (кыпчакском) происхождении ногайцев. Это годы, когда Львом Гумилевым были предприняты основательные шаги в осмыслении истории Золотой Орды и Руси в целом. Когда появились первые проблески объективного “прочтения истории” и за надуманными “монголо-татарами” или “татаро-монголами” Золотой Орды стали видеть исторически реальных славян, мордвинов, булгар, чувашей, ногайцев и представителей других этнических культур.

Следует подчеркнуть, что в советскую эпоху такого рода научные изыскания сталкивались с весьма агрессивным неприятием со стороны партийных чинов и столичной учёной знати. Бальбек Кельдасов использовал в своей работе специфический, но весьма эффективный для того времени метод просвещения посредством лекционной деятельности по линии Всесоюзного общества «Знание». Данный статус лектора позволял ему под вывеской авторитетной общесоюзной организации собирать аудитории жаждущих знаний об общественной истории и географии своего народа. Имея ораторский дар и великолепно владея родным языком, он с большим энтузиазмом проводил свои лекции по истории, культуре и экологии ногайцев. Распространяя краеведческие знания через живую аудиторию, Кельдасов налаживал обратную связь со своими слушателями. Поклонники и простые любители ногайской истории заражались истинным патриотизмом лектора, затем активно включаясь в краеведческую работу, поиск интересных сведений и предметов этнографического характера. В результате сложились предпосылки для создания краеведческого музея в Ногайском районе Дагестана. 

В своем первоначальном виде музей функционировал в с. Терекли-Мектебе как специальное помещение в местной школе. В 1993 году музей получил статус государственного заведения и ныне функционирует как филиал Дагестанского респрубликанского музея им. Тахо-Годи. На сегодняшний день, по свидетельству заведующего музеем члена Русского географического общества К.С. Бальгишиева, музейная коллекция насчитывает 1360 экспонатов.

Разумеется, краеведческие интересы Б.А. Кельдасова были намного шире, чем те, которыми охватывалается тематика районного музея. Знание края подразумевает понимание широкого комплекса региональных проблем, включая общественно-политические, культурные и экологические. По инициативе Кельдасова был снят первый документальный фильм о ногайцах в рамках телевизионной программы “Клуб путешественников”. Трансляцию этого фильма увидели телезрители всего Советского Союза.

Бальбек Аджибайрамович Кельдасов (1932–2009). Фото предоставлено Ногайским местным отделением РГО

Бальбек Аджибайрамович Кельдасов (1932–2009). Фото предоставлено Ногайским местным отделением РГО

Кельдасову удалось наладить связи с ногайскими диаспорами зарубежных стран. Так, в 1985 году он посетил область Добруджа в Румынии, где исторически с давних пор проживают ногайцы. Песни румынских ногайцев, привезенные Бальбеком Кельдасовым в виде магнитофонных записей, стали просто сенсацией для интеллигенции российских ногайцев. Затем Кельдасов наладил связь с ногайской диаспорой Турции, насчитывающей более трех миллионов своих представителей. С тех пор контакты ногайцев из-за рубежа с Россией стали регулярными, если не сказать, обыденными.

В 1988 году на II съезде ногайской общественно-политической организации “Бирлик” Кельдасов был избран председателем этой организации. Отныне одно из важнейших направлений его деятельности определилось задачей объединения ногайского народа. Для актуализации проблемы территориальной разбросанности ногайцев не только внутри страны, но и за её пределами, активисты общественно-политического движения “Бирлик” стали широко использовать краеведческие материалы Ногайского местного отделения Всесоюзного географического общества. 

Надо подчеркнуть, что факт разбросанности, разъединенности ногайцев весьма болезненно сказывается на национальной идентичности и сохранности самобытной культуры древнего ногайского народа. А потому в национальной платформе общественно-политического движения “Бирлик” ставится цель всемерного социально-политического и культурного сближения ногайцев, компактно проживающих в Дагестане, Чечне, Ставрополье, Карачаево-Черкесии и Астраханском регионе.

Национальная трагедия ногайского народа берет свое начало с потери своей государственности в конце XVIII века в результате агрессивной колониальной политики царской России во времена царствования Екатерины II. Это привело к гибели десятков тысяч ногайцев, началась их массовая эмиграция в соседние страны. Среда обитания ногайцев на юге России стала неуклонно сужаться.

В историческом сознании жителей Ногая эти события переживаются весьма болезненно. В советские годы вопросы национального воссоединения ногайского этноса и его политического самоопределения время от времени поднимались до уровня центральной партийной власти. С учреждением в самом начале перестройки национального движения “Бирлик" вопросы воссоединения ногайского народа стали муссироваться на самых разных уровнях и инстанциях российского эстеблишмента. Прозвучали многократные обращения этого движения к руководству Ставропольского края, Карачаево-Черкеской республики, Астраханской области и Республики Дагестан с просьбой повысить статус ногайских территорий. И эти обращения дали свои плоды. В Дагестане, где с советских времен существует административная территория – Ногайский муниципальный район, в 1990-е годы его коренное население обрело официальный статус титульной нации, наряду с другими 14-ти коренными этносами республики. В последующем ногайцы получили возможность изучать родной язык и родную культуру в образовательных учреждениях Ставропольского края и Чеченской республики. В КЧР в нынешнем столетии учредили административный Ногайский район со своими национальными кадрами, администрацией, образовательным и культурным обеспечением. В Астраханской области удалось добиться преподавания на ногайском языке в местных школах, а также вести передачи по астраханскому радио и телевидению на ногайском языке. В Карачаево-Черкесии представители Ногая удалось добиться статуса одного из пяти республикообразующих этносов, что давало им возможность представляться на всех уровнях власти этого субъекта РФ. 

Практически во всех благих для ногайского народа начинаниях общественно-политического порядка принадлежит существенная роль Бальбека Аджибайрамовича Кельдасова. Поэтому, обращаясь к вехам яркого жизненного пути этого замечательного краеведа, географа и общественного деятеля невольно осознаешь его неоценимый вклад в подъем национального самосознания не только ногайского, но и всех малых народов Российской Федерации.

Потомки Б.А. Кельдасова видят и по достоинству оценивают тот яркий след, который он оставил в истории своего народа. В эти весенние дни на стене родного дома Бальбека Кельдасова в селе Терекли-Мектеб Республики Дагестан будет установлена бронзовая табличка Русского географического общества как символ глубокого уважения и доброй памяти основателю краеведческого и географического движения в Ногае.

Председатель Ногайского местного отделения РГО

Амерхан Межитов

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Показать еще Загрузка