Активист Мурманского областного отделения РГО прошел на яхте 1100 км вокруг Кольского полуострова

Яхта “Конек. Скриншот из видео Олега Сенова

В июле 2022 года член РГО по Мурманскому областному отделению Игорь Логинов и путешественник Олег Сенов провели на яхте “Конёк”  экспедицию по маршруту г. Беломорск – о. Соловецкий – г. Североморск. Основной целью путешествия был поиск и сбор артефактов, касающихся строительства и эксплуатации деревянных лодок на Белом и Баренцевом морях. Также в ходе экспедиции был создан и установлен приметный крест на месте работы первой спасательной станции на Мурмане в конце XIX - начале XX веков.

Яхту “Конёк”  Игорь Логинов построил сам, вдохновившись проектом французского архитектора. Подробнее об этом: https://www.rgo.ru/ru/article/postroennoe-chlenom-rgo-sudno-voshlo-v-chi...

“Конек” использовался в экспедициях проекта по оценке загрязнения пляжей, реализованного при поддержке Мурманского областного отделения РГО и Мурманского морского биологического института РАН.

Июльская экспедиция стартовала из города Беломорск. В одном из проливов участники экспедиции прошли мимо места, где нашли свое последнее пристанище финские зверобойно-промысловые шхуны 220 проекта типа Белек – “Хибины” и “Актюбинск”. Они были построены Финляндией в 1953 и 1954 годах для Советского Союза. Всего было построено 72 судна. Они использовались в основном для нужд рыболовства и ВМФ как суда размагничивания и малые гидрографические суда.

2.png


Затонувшие шхуны финской постройки. Скриншот из видео Олега Сенова

Ходили слухи, что эти суда были оставлены в качестве мишеней для военных кораблей, но это маловероятно, так как обе шхуны находятся во внутренней части пролива и не имеют внешних повреждений.

Прибыв на Соловки, яхта зашла в бухту Благополучия, и участники экспедиции отправились в Морской музей – раньше это здание 1841 года постройки было амбаром для хранения гребных судов.

3.png


“Конек” на причале Соловецкого Морского музея. Скриншот из видео Олега Сенова

Проведя два дня на Соловках, участники двинулись дальше. По дороге они прошли уникальное место – Мыс Белужий. Прямо напротив него белухи приходят рожать детенышей. Получается такой своеобразный гигантский роддом прямо в море.

Обогнув Большой Соловецкий остров с севера, яхта двинулась дальше.

4.png


Район Соловков. Скриншот из видео Олега Сенова

Северная оконечность Троицкого Мыса – район сложный и опасный для плавания район, где часто корабли терпели бедствие. Здесь в далеком 1829 году потерпело крушение одно из судов гидрографической экспедиции Рейнеке, и именно здесь было принято решение организовать спасательную станцию.

p_dossmwkw0.jpg


Первая спасательная станция на Мурмане. Фото: Игорь Логинов

Примечательно, что спасательная лодка со снаряжением была заказана и перевезена из Англии. На оконечности мыса была сооружена смотровая площадка, в темное время на ней зажигался белый фонарь.

jgfcxxpfcis.jpg


Первая спасательная станция на Мурмане. Фото: Игорь Логинов

До наших дней сохранились только два здания – непосредственно жилой дом станции и амбар с ледником по соседству.

uqsjuxmhpgm.jpg


“Приметный крест” на острове Посьета. Фото: Игорь Логинов

Во время похода был создан и установлен памятный знак “Приметный крест”, обозначающий фундамент спасательной станции 1903-го года. Он сделан из найденного на берегу плавуна. На небольшой лодке – “тузике” перевезли его на остров Посьета и установили.

По итогам экспедиции вышел фильм ее участника Олега Сенова: https://www.youtube.com/watch?v=F2PFd_9j-3I