В июле 2022 года член РГО по Мурманскому областному отделению Игорь Логинов и путешественник Олег Сенов провели на яхте “Конёк” экспедицию по маршруту г. Беломорск – о. Соловецкий – г. Североморск. Основной целью путешествия был поиск и сбор артефактов, касающихся строительства и эксплуатации деревянных лодок на Белом и Баренцевом морях. Также в ходе экспедиции был создан и установлен приметный крест на месте работы первой спасательной станции на Мурмане в конце XIX - начале XX веков.
Яхту “Конёк” Игорь Логинов построил сам, вдохновившись проектом французского архитектора. Подробнее об этом: https://www.rgo.ru/ru/article/postroennoe-chlenom-rgo-sudno-voshlo-v-chi...
“Конек” использовался в экспедициях проекта по оценке загрязнения пляжей, реализованного при поддержке Мурманского областного отделения РГО и Мурманского морского биологического института РАН.
Июльская экспедиция стартовала из города Беломорск. В одном из проливов участники экспедиции прошли мимо места, где нашли свое последнее пристанище финские зверобойно-промысловые шхуны 220 проекта типа Белек – “Хибины” и “Актюбинск”. Они были построены Финляндией в 1953 и 1954 годах для Советского Союза. Всего было построено 72 судна. Они использовались в основном для нужд рыболовства и ВМФ как суда размагничивания и малые гидрографические суда.
Ходили слухи, что эти суда были оставлены в качестве мишеней для военных кораблей, но это маловероятно, так как обе шхуны находятся во внутренней части пролива и не имеют внешних повреждений.
Прибыв на Соловки, яхта зашла в бухту Благополучия, и участники экспедиции отправились в Морской музей – раньше это здание 1841 года постройки было амбаром для хранения гребных судов.
Проведя два дня на Соловках, участники двинулись дальше. По дороге они прошли уникальное место – Мыс Белужий. Прямо напротив него белухи приходят рожать детенышей. Получается такой своеобразный гигантский роддом прямо в море.
Обогнув Большой Соловецкий остров с севера, яхта двинулась дальше.
Северная оконечность Троицкого Мыса – район сложный и опасный для плавания район, где часто корабли терпели бедствие. Здесь в далеком 1829 году потерпело крушение одно из судов гидрографической экспедиции Рейнеке, и именно здесь было принято решение организовать спасательную станцию.
Примечательно, что спасательная лодка со снаряжением была заказана и перевезена из Англии. На оконечности мыса была сооружена смотровая площадка, в темное время на ней зажигался белый фонарь.
До наших дней сохранились только два здания – непосредственно жилой дом станции и амбар с ледником по соседству.
Во время похода был создан и установлен памятный знак “Приметный крест”, обозначающий фундамент спасательной станции 1903-го года. Он сделан из найденного на берегу плавуна. На небольшой лодке – “тузике” перевезли его на остров Посьета и установили.
По итогам экспедиции вышел фильм ее участника Олега Сенова: https://www.youtube.com/watch?v=F2PFd_9j-3I