Активист РГО совершил восхождение на вершину Чегет

Активист Башкирского отделения РГО Александр Айдаров в составе группы туристов находится в горном походе в Приэльбрусье.

Представляем его путевые заметки о восхождении на гору Чегет (3709м)

Первые два дня я жил в палатке на бивачной поляне, организованной местными терскольцами для туристов-палаточников, а затем переехал в отель вместе с компанией из Москвы. Они предложили мне поводить их по местным достопримечательностям, без восхождения на Эльбрус. Сначала предложили оплатить перелёты, питание, а также гидский гонорар, затем ситуация поменялась. Часть людей отказалась ехать и встал вопрос моего участия, так как платить мне было нечем. В процессе диалога я сказал Марии: — Не парься на счёт гонорара, для меня и так за честь, что вы оказываете мне доверие и приглашаете вас сопровождать на маршрутах, а ещё и проживание и питание перекрываете. Мне же все равно пришлось бы где-то размещаться, ну скорее всего, в палатке. Мне ведь нужно акклиматизироваться перед восхождением на Эльбрус.
На том и сошлись.

По приезду группы, в первый день все отдыхали. На второй, с утра, мы пошли на красивейшее ущелье Ирек-Чат, на третий — пошли на Обсерваторию, куда взошли далеко не все. Подняться смогли только трое — я, Алексей и Катерина. Эти двое ребят решили остаться после их программы и восходить со мной. Но только с одним условием — они наймут горного гида, которого я им порекомендую, потому как я не имею ни квалификации, ни опыта «подъёмов» людей на высоты свыше полутора тысяч метров. И пригласил кандидата в мастера спорта по альпинизму Алексея Вашляева — земляка из Башкирии.
Изначально проявила инициативу Мария, руководитель тренинга, и теперь нас пятеро — я,  инструктор и ребята. Хорошо! Вместе веселее!

Сегодня день отдыха. Ребята поехали на термальные источники, а я решил прогуляться наверх, но случилась непогода, пошёл дождь и я пока отлеживаюсь в гостинице.
Только что позвонил Дмитрий Кузнецов, товарищ из Майкопа, он же —  председатель Федерации спортивного туризма Республики Адыгея. Спросил, чем я занимаюсь, и какие планы на вечер? Оказывается он здесь с группой и захотел увидеться — вот радость для меня.
Я Диме особенно благодарен. В далёком 2012-м году я в составе башкирской делегации прибыл в Адыгею, судить Чемпионат России по спортивному туризму и во время постановки дистанции утопил в местной реке Курджипс (в г. Майкоп) свою машину. Тогда у меня сгорело два дорогостоящих электронных блока  и я «застрял» здесь на целый месяц, а Дима пригласил меня пожить у него и предложил поехать поработать в Сочи на строящемся тогда Олимпийском объекте в качестве промышленного альпиниста. За десять дней я заработал нужную сумму и смог оплатить ремонт машины, и ещё и осталось. Год тогда неурожайный у нас в Башкирии был, картофель не уродился — мама сообщила. И приехал я из Краснодарского края груженый картошкой и яблоками. Чтобы тогда я делал без Диминого гостеприимства! Ну что, буду с нетерпением ждать встречи с адыгейским товарищем, ну а вы нет-нет, да и #айдасомной!

Вершина горы. 01.08., 12:10 по полудню
Сегодня совершили очередной акклиматизационный выход на вершину Приэльбрусья, на гору Чегет, высота 3709 м н.у.м.
Маршрут дался легко. По моему мнению, мы очень правильно распределили нагрузку. Все шли хорошо. Даже абсолютные новички.

В самом начале маршрута (3100 м) одна из девушек, Инна, почувствовала боль в голеностопе. Благо, как раз проходили мимо снежника. Приложили снег. Закрепил сустав эластичным бинтом. Лёгкий вывих голеностопа. Подвернула ногу, но в этих условиях — это спуск вниз, горы ошибок не прощают. Предложили помочь спуститься, сказала, что дождётся пока мы спустимся с вершины. Место было безветренное и погода солнечная. Мы вышли на штурм.

Поднимались около двух часов. Вдали появились облака. Мягко ускоряя медленно идущих, я ушёл в конец группы. Прямо на седле стоял старинный пирометр, прибор для измерения влажности. Он уже не работал, и было удивительно, что его не демонтируют.

По дороге нам встретилось много иностранцев, как навстречу, так и параллельно. Один мужчина шёл, всматриваясь в какие-то металлические детали, поравнявшись с нами, бросил в ответ приветливое «Здрасьте» и, показывая на содержимое ладоней, сообщил, что это осколки авиабомб времен Второй Мировой, их можно найти, если вглядываться, прямо на дороге. И мы нашли. Но тяжело оттягивает карман осколок некогда грозного оружия, уничтожавший храбрых людей, защищавших Нашу Родную Землю. Передам в военный музей.
На вершину зашли с радостным улюлюканием.

Горячий чай и лёгкий перекус. Заслужили. Достали флаги, фотосессия, спуск вниз.

Внизу на поляне нас ждал горячий обед. Спасибо всем, кто был с нами на вершине!