Александр Андреев: "В РГО меня привел интерес к жизни Лаврентия Загоскина..."

Недавно вступивший в ряды Русского географического отделения Александр Андреев – военный пенсионер, но продолжает работать. Служил в Советской армии и правоохранительных органах. По образованию - радиоэлектронщик-конструктор. Некоторое время довелось поработать в Пензенском институте ПНИЭИ. С 2000го года, после увольнения, работает в малом бизнесе, занимаясь поставкой и монтажом технических систем безопасности, в основном, систем контроля доступа и видеонаблюдения.

- Что же привело вас в РГО?

- В течение всей жизни увлечения были разными. Постоянными оставались книги, по возможности, театр, музыка. В молодости активно увлекался авторской песней. Года с 1995-го и, в некоторой степени, по сей день одним из увлечений были добровольные распределенные вычисления. Наверное, для многих это звучит странно и непонятно, но, по сути, это волонтёрство в сфере науки, где добровольцы предоставляют имеющиеся у них вычислительные мощности компьютеров для решения различных научных задач. То есть помогают тем научным коллективам, у которых нет доступа к суперкомпьютерным вычислениям. С друзьями в 2005 году нами был создан сайт BOINC.RU, с переводами англоязычных материалов и популяризацией идеи научного волонтёрства. Сейчас этот сайт, несмотря на годы и серьезные перипетии, до сих пор функционирует и, на текущий момент, остался единственным русскоязычным сайтом по данной тематике.

                   

О деятельности областного отделения РГО я узнал из соцсетей. Долгое время следил за сообщениями о сознании и строительстве Михайловского редута. Но всё это время был пассивным наблюдателем. Но меня всегда поражали и восхищали та активность и, я бы сказал, «вездесущность» наших РГО-шников. Они были всегда и везде. И это очень импонировало. Пару лет назад решились с женой в компании клуба «Зеленый меридиан» заехать в село Николаевку, посмотреть Михайловский редут в реалии. И тут неожиданно что-то в душе изменилось. После поездки, сначала с подачи супруги, решили передать для экспозиции несколько более-менее старинных вещей, которые у нас имелись. Потом попытался найти что-то подобное на распродажах в интернете – получилось. Тоже передали Галине Викторовне Шатровой, старосте села и одному из руководителей проекта. После этого появилась мысль о том, что искать и приобретать надо не просто что-то старинное, а нечто близкое памяти Лаврентия Загоскина. Ну, и как-то пошло: старинный компас, копия медали «За персидскую войну», копии марок Русской Америки, которые в то время являлись эквивалентом местных денег. Затем - копия ордена Святой Анны 3 степени, которым был награжден Лаврентий Алексеевич, ополченский крест времен императора Николая 1 и реальное ядро 19 века. Как-то стало интересно. Во время этих поисков обнаружил и приобрел сначала для себя, а потом и для «Редута», сборник рязанских историков 2008 года, где собрано множество докладов и статей с результатами исследований, посвященных жизни и деятельности Лаврентия Загоскина. Читая их, я понял, что память об этом человеке незаслуженно «ушла в небытие». Лаврентию Алексеевичу, пожалуй, одному из немногих современников, довелось поучаствовать практически во всех крупных исторических событиях в Российской империи своего времени. Судите сами: пусть мельком – будучи кадетом, Загоскин был свидетелем восстания декабристов. Опять же, во времена кадетства, его начальниками и учителями были такие великие путешественники и боевые моряки как П.М. Новосильский, И.Ф. Крузенштерн, И.П. Епанчин. Затем служба на Каспии и героическое участие во 2-й Персидской войне, за что он получил монаршее благоволение, медаль и годовое жалование. Через некоторое время - служба в Русско-Американской компании и главный подвиг Загоскина – исследование Аляски и написание «Пешеходной описи». Но и потом он не ушел на полный покой. Началась Крымская война, и Загоскин опять принял участие в качество начальника сводной дружины ополчения. А после войны в России произошла отмена крепостного права, и Лаврентий Алексеевич  активно принимал участие в реализации этих реформ в должности мирового судьи. Все это меня, я бы сказал, потрясло! И даже досада вязла, что прожив немалую жизнь, ничего о своём земляке не знал. И что ситуацию надо как-то исправлять.

                                                                           

                                                                              

В ходе знакомства с материалами сборника удалось завязать сначала виртуальные, а затем и реальные знакомства с рязанскими исследователями деятельности Лаврентия Загоскина. Вот как-то так одно за другим и пошло. Так и созрело решение приобщиться к деятельности Пензенского областного отделения РГО.

- Любите ли вы путешествия? Если да, расскажите о наиболее интересных из них…

- Путешественником себя не считаю, хотя в разное время довелось побывать во многих местах. Наверное, самой запоминающейся была поездка на поезде через всю страну из Пензы в Хабаровск в середине 80-х годов прошлого века. Ехали мы с женой на военную службу. Там прослужили 2 года. По дороге удалось даже попить воды из Байкала, поскольку дорога проходила в нескольких метрах от самого озера. А несколько лет назад, с подачи сына, мы приобщились к автотуризму. На автомобилях посетили ближайшие к Пензе города: Саранск, Саратов, Самару, Нижний Новгород.  Вообще - это крайне интересный вид путешествий. Если не торопиться, почаще смотреть по сторонам на окружающую природу, встречающиеся городки, - если есть возможность остановиться в понравившемся месте, - это настоящий отдых для души!

- Как вы смотрите на перспективы в развитии познавательного туризма региона, России?

- К сожалению, я слабо знаком с этой темой. Но, на мой взгляд, развивать региональный туризм необходимо. И основное препятствие здесь – отсутствие информации. Люди порой просто не знают, какие объекты можно посетить, что там можно увидеть, какие там существуют условия для отдыха. Информации мало. Туристическая инфраструктура мало развита и тут еще огромный объем работ впереди.

- Какую поддержку, на ваш взгляд, могло бы оказать государство развитию туризма?

- У меня стойкое убеждение, что наши соотечественники любят и хотят посещать новые места своей страны. К сожалению, соотношение цен и доходов складывается не в пользу потенциальных путешественников. Поэтому дотации и компенсации от государства в рамках внутригосударственных путешествий являются серьезным стимулом для развития туризма. Кстати, вот вспомнилось: В 1979-м году, в Пензенской области существовала практика (возможно и по всей стране) организации туристических поездов. Целый состав – более 10-ти вагонов - состоял из областных туристов и поезд двигался по маршруту Пенза, Москва, Ленинград, Рига, Вильнюс, Минск, Брест, Смоленск. И опять в Пензу. (возможно за давностью лет что-то пропустил). В каждом городе всех ожидали туристические автобусы с экскурсоводами и проводились соответствующие экскурсии. Это было здорово, - до сих пор многое помню, хотя прошло с тех пор немало лет. В поездке участвовали и школьники, – я с друзьями тоже ездил (спасибо родителям!), будучи десятиклассником. Наверное, что-то подобное можно придумать, если не в масштабах страны, то в масштабах нашей области, ведь у нас есть что посмотреть.

- Каковы ваши дальнейшие планы?

- Поскольку я как-то уже «связался» с историей Лаврентия Загоскина, то пока планы посвящены именно этой теме. Буквально на днях, удалось сделать несколько стендов с результатами исследования одной из ветвей потомков Лаврентия Алексеевича – Громовых, проведенных рязанским краеведом Юрием Парамоновым. Но ведь детей у Загоскина было много – восемь. И было бы очень интересно узнать и о других ветвях. Сейчас появилась возможность связаться с потомками дочери Лаврентия Загоскина – Варварой, возможно, получить от них воспоминания и копии фотографий некоторых детей, внуков и других потомков Лаврентия Алексеевича. Это позволило бы значительно расширить экспозицию нашего музея, а, в некоторых моментах, сделать её и просто уникальной. 

                                                           

                                                                  -

- Интересно, а какие места, по-вашему, прежде всего, стоит посетить пензенцам и гостям региона?                                                        

- Ну, как «заинтересованное лицо», я, прежде всего, пригласил бы их в село Николаевку, на Михайловский редут. Во-первых, это новое, восстановленное историческое место, причем, нестандартное и оригинальное, - наверняка, большинству наших земляков, неизвестное и ранее не посещаемое. А, во-вторых, там реально ощущается то величие нашего земляка, о котором мы долгое время не знали и, память о котором, очень важно восстановить.


Беседу вёл председатель медиасовета Пензенского отделения Русского географического общества Олег Ткачев, фото из личного архива Александра Андреева