Американская "Аэрокобра" в Сибири

Фрагменты потерянного во времена Великой Отечественной войны американского истребителя Р-39 "Аэрокобра" нашли в районе бывшей деревни Близнёвка Емельяновского района волонтеры поискового движения Военно-инженерного института Сибирского федерального университета.

Уникальный исторический объект был обнаружен при помощи Красноярского краевого отделения Русского географического общества в ходе розыска погибших экипажей-перегонщиков Красноярской воздушной трассы "Аляска — Сибирь".

Самолет перегоняли из США по программе ленд-лиза "Аляска — Сибирь". Истребитель пропал при перегоне из Красноярска на фронт 27 июля 1943 года.

Военный лётчик Аркадий Дмитриевич Кольцов (на фото справа), сидевший за штурвалом "Аэрокобры", числится пропавшим без вести.

Как рассказали участники поисковой операции, в тот июльский день группа из семи самолетов-бомбардировщиков А-20G "Бостон" и одного истребителя Р-39 "Аэрокобра" под командованием командира 9-го перегоночного авиационного полка майора Табарчука произвела взлет и пошла на перегон по маршруту Красноярск-Омск. На подходе к железнодорожной станции Кача (западнее Красноярска) летчики вошли в зону сплошной облачности. Четыре экипажа, в том числе Табарчук, смогли продолжить полет поодиночке и благополучно совершили посадку в Омске. Два "Бостона" и "Аэрокобра" в пункт назначения не прибыли.

Позже выяснилось, что "Бостон" лейтенанта Михаила Ермолова, продолжая полет при отсутствии видимости в густом тумане на низкой высоте (7-10 метров), зацепился за деревья. Из-за повреждений крыла и винтов он пошел на снижение с правым креном и в четырёх километрах северо-западнее станции Зеледеево упал и разбился. Летчик погиб, стрелок-радист сержант Иннокентий Юмашев при ударе был выброшен из кабины, но остался жив и вышел к железнодорожному разъезду.

"Бостон" младшего лейтенанта Михаила Порохина вошел в штопор с небольшой высоты. При ударе о землю самолет и экипаж сгорели. Самолет был обнаружен только 14 сентября 1943 года начальником блокпоста "Водораздел" Константином Ивановым.

"Аэрокобра" лейтенанта Аркадия Кольцова тогда найдена не была. Летчик считался пропавшим без вести.

По документам Центрального архива Министерства обороны Аркадий Кольцов ошибочно числится похороненным 14 февраля 1944 г. на Чепчуговском сельском кладбище Высокогорского района Татарской АССР вместе с летчиками Ермаковым и Лобинцевым.

На самом деле 11 февраля 1944 года в катастрофе под Казанью погиб родной брат Аркадия Кольцова – Владимир (на фото слева), тоже летчик-перегонщик 9 перегоночного авиаполка. Именно Владимир был похоронен в той могиле.

В результате работы красноярских поисковых групп установлено, что "Аэрокобра" лейтенанта Кольцова разбилась в 19 километрах северо-западнее места гибели "Бостона" лейтенанта Ермолова. Теперь можно с уверенностью утверждать, что факт гибели военного лётчика Аркадия Дмитриевича Кольцова 27 июля 1943 года в окрестностях Красноярска подтвержден найденными фрагментами самолета.

Как сообщили на пресс-конференции в Военно-инженерном институте Сибирского федерального университета, на месте гибели летчика будет установлен памятный знак, а информация о найденных частях самолета будет направлена в Министерство обороны РФ.

Память о братьях Кольцовых, советских военных лётчиках, чья судьба удивительна и трагична, теперь будет сохранена для будущих поколений.

Как отметил председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко, предполагается, что одна из экспозиций "Парка-музея освоения Севера", который планируется создать в Красноярске на острове Молокова, будет посвящена истории авиации, в том числе реализации программы ленд-лиза "Аляска — Сибирь". Планируется также установить памятник участникам легендарного "АлСиба".