И хотя впервые человек назвал себя анархистом только в первой половине XIX века (это был небезызвестный в то время властитель леворадикальных дум Пьер-Жозеф Прудон), сама концепция организации жизни общества как коммуны и, что более важно, идея образа жизни человека в таком обществе возникли гораздо раньше. Первым известным нам таким циником был тот самый Диоген Синопский, который спал в бочке. Собственно, греки звали его и его последователей киниками, что значит «собака». Образ жизни киников действительно был подобен животному: они чурались общественных норм (до нас дошли истории о том, как Диоген публично испражнялся и онанировал), жили буквально на улице (зачастую и вовсе в лесу), не участвовали в денежном обмене и многое другое. Конечно, они не оставили после себя цельного труда, манифеста, поясняющего их образ жизни и позволяющего как-либо систематизировать их систему ценностей, однако ясно, что они возводили в абсолют «естественность», из которой вытекал протест против цивилизации и стремление к гармонии с естественным окружающим миром, природой.
Первым же таким манифестом стал текст математика и энтузиаста польского происхождения Теодора Качински «Индустриальное общество и его будущее», он же – «Манифест Унабомбера». Унабомбер – это прозвище, которое Качински дало ФБР, и расшифровывается оно как «University and airline bomber» (с англ. «бомбист университетов и авиалиний»). Вначале 1970-х он переехал в штат Монтана и поселился в лесу в хижине без электричества и прочих удобств. Там, в полном уединении, отрёкшись от благ цивилизации, он прожил почти 25 лет, пока не был арестован ФБР за свою террористическую деятельность, которую он вёл с 78 по 95-й гг. В перерывах между написанием своего манифеста Тед делал бомбы, которые рассылал по почте в университеты и на авиалайнеры. Поскольку одна из бомб была активирована (правда, не сработала) в пассажирском самолёте, это дело приобрело федеральные масштабы, так что за него взялись спецслужбы. Целью этих радикальных (но всё же необходимых по утверждению Качински) мер было привлечь внимание общественности к деструктивному характеру индустриального общества. Качински предложил нескольким крупным изданиям напечатать его эссе взамен на прекращение своей террористической деятельности. Полностью «Манифест» был опубликован в The Washington Post в 1995 году.
Он начинает свой манифест объяснением того, что он называет «Индустриальной революцией» и как эта революция привела к разрушительным изменениям в структуре общества. Качински утверждает, что технология и промышленность приводят к потере индивидуальной свободы и становятся источником социальных проблем, таких как неравенство и отчуждение.
Он также анализирует влияние технологии на природу, утверждая, что индустриальное общество разрушает окружающую среду и создает экологические проблемы. Качински предостерегает о том, что стремление к техническому прогрессу безраздельно идёт на пользу корпорациям и приводит к манипуляции людьми в интересах системы.
Основной тезис Качински заключается в том, что человек должен освободиться от технологической зависимости и вернуться к более простому образу жизни, основанному на близости к природе и самоопределении. В противном случае он предсказывает, что индустриальное общество столкнется с катастрофой, вызванной разрушением окружающей среды и социальными конфликтами.
Итак, если суммировать, то основные положения анархо-примитивизма следующие:
- Отказ от цивилизации и технологии. Анархо-примитивисты утверждают, что современная цивилизация и технологический прогресс приводят к разрушению природы, угнетению человека и созданию иерархических структур в обществе. Они призывают к отказу от сложных технологий и возврату к простым и непосредственным методам выживания.
- Самоуправление и отсутствие государства. Одной из ключевых идей анархо-примитивизма является отсутствие необходимости централизованного управления. Они предлагают организацию общества на принципах самоуправления, взаимопомощи и децентрализации власти (коммуны).
- Сообщества охотников-собирателей. Анархо-примитивисты вдохновляются образом жизни древних охотников-собирателей, считая его более устойчивым и естественным для человека. Они представляют себе общество, в котором люди живут в небольших децентрализованных сообществах, осуществляя сбор, охоту и обмен ресурсами.
- Экологическое сознание. Анархо-примитивизм акцентирует внимание на экологической устойчивости. Предполагается, что отказ от промышленных технологий и уменьшение потребления ресурсов способствуют сохранению природы и уменьшению экологического воздействия человека.
- Отказ от частной собственности. В анархо-примитивистской модели общества, основанной на принципах коллективизма, частная собственность может рассматриваться как источник неравенства и конфликтов. Придерживаясь идеи общего владения ресурсами, анархо-примитивисты стремятся уменьшить социальное неравенство.
Разумеется, революционные радикальные действия невозможны ввиду ряда очевидных причин. Тем не менее, можно обратить внимание на вышеизложенные положения и поразмышлять о них.
Источники:
- Поляков Дмитрий Борисович Протоанархизм в политическом сознании древности // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2015. №2 (42).
- Никонова Светлана Борисовна К вопросу об экологическом утопизме в эстетике. Экологическая критика культуры Дж. Зерзана // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №2.
Автор: Осокин Даниил, факультет журналистики МГУ