"Ангелы с нами": как Атлантика встретила кругосветку РГО

Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин снова в Атлантике. Фото участников кругосветной экспедиции РГО

Плавание по бурным водам Атлантики — настоящее приключение в любое время года. В этом в очередной раз убедился экипаж кругосветной экспедиции Томского отделения Русского географического общества, вновь вышедший в море в начале ноября. Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин испытали своё судно, основательно реконструированное за зиму, на этапе от Сан-Фернандо до Баия-Сан-Блас. Тримаран преподнёс команде пару сюрпризов, однажды чуть не "сбежав" в самостоятельное путешествие. Однако провидение на стороне отважных россиян. Кругосветчики знают, что легко им не будет, но уверены в успехе и полны решимости. Впечатлениями первых двух недель продвижения к мысу Горн они поделились с читателями сайта РГО.

Почти пять месяцев зимовки в уютной гавани Сан-Фернандо не прошли даром. В конструкцию тримарана были внесены существенные изменения, а его экипаж обрёл много новых друзей. Двое аргентинцев — имеющий опыт кругосветки Себастьян Ют и Норберто Луна, оказавший большую помощь в ремонте надувных баллонов судна, — стали членами команды на этапе до Мар-дель-Плата.

80baf0cd-715c-4d89-8c91-dbee95d4fe78.jpg

Надувные баллоны тримарана после реконструкции. Фото участников кругосветной экспедиции РГО

— Столько было предстартовых забот, что не было времени осознать значение этого дня — выход в море. Сейчас вокруг вода, наконец-то можно поразмышлять, проанализировать. Мы провели в Сан-Фернандо четыре с половиной месяца. Подъём ежедневно в 6:00 или в 6:30, отбой не раньше 22:00. Четыре месяца занимались серьёзной реконструкцией, две с половиной недели снимали видео в Патагонии для очередного "Урока из океана" и для документального фильма. Нам помогало немало людей, которые стали настоящими друзьями. Клуб Сан-Фернандо нас просто обласкал, обеспечил всем необходимым. И вот мы отталкиваемся от берега практически на новом надувном тримаране, в который вложили все свои инженерные знания. Мы выходим вчетвером. А значит, легче нести вахты, выполнять всё, что надо по хозяйству. Снова вокруг только вода, — поделился эмоциями Евгений Ковалевский.

Тримаран отошёл от берегов Аргентины на 30 миль и направился к югу. Постепенно грязно-бурая поверхность залива Ла-Плата стала светлеть — океан разбавляет своей синевой речную воду. Утром налетел шквал, экипажу пришлось срочно убирать кливер, который начало рвать ветром. Однако днём пригрело солнце, и Станислав с Норберто даже прыгнули за борт, чтобы искупаться.

b7244b06-af44-4ec8-9679-987029a9e296.jpg

Российско-аргентинский экипаж. Фото участников кругосветной экспедиции РГО

— Снова морская жизнь. Сидел на рассвете, пил кофе и подумал: вот это счастье. Как же мы заждались моря. А ведь событие — рубежное. Мы не отступили перед вызовом, который бросил нам океан. Он казался сильнее экспериментального тримарана и ломал его, и душил его, и отбрасывал нас назад, и настаивал, чтобы мы остановились и вернулись. Но мы не отказались от задуманного. Мы провели несколько месяцев в кропотливой инженерной работе. Мы идём дальше. Через месяц мы должны достичь мыса Горн — одного из самых опасных для моряков мест в Мировом океане. Мы готовились к продолжению нашего путешествия по пути великих русских мореплавателей XIX века. Их достижения вдохновляют нас. Мы с гордостью несём флаг России на нашем судне, и впереди ещё три океана: Тихий, Индийский и снова Атлантический, — сказал Ковалевский.

Скорость держали в среднем 4–5 узлов. Первый день завершился потрясающим закатом. Когда небо темнеет, а солнце уходит за горизонт, его диск становится жёлто-оранжевым, затем сочно-красным, небосвод вокруг окрашивается в апельсиновые тона. На фоне этой идиллии кругосветчики обсуждают опасность прихода холодного штормового ветра — памперо, дующего в этих широтах с юга или юго-запада. Им остаётся только гадать: будет или нет, куда от него спрятаться, ведь до ближайшего мыса ещё три часа ходу. Однако погода остаётся приветливой. Поздним вечером 3 ноября 2022 года тримаран подходит к Мар-дель-Плата, оставив за кормой около 280 миль. Здесь экспедиция намерена отдохнуть.

3648a818-9ea5-4b5f-ad6d-7d26e8731e3a.jpg

И на юге бывает холодно. Фото участников кругосветной экспедиции РГО

— Ночью свирепый аргентинский юг замораживал вахтенных до костей. Я надевал 20 одёжек и всё равно мёрз, мёрз и мёрз, — признался Ковалевский.

Мар-дель-Плата — седьмой по численности населения город Аргентины (около 600 тыс. жителей) в 400 км к югу от столицы страны. Это один из крупнейших рыболовецких портов на берегу Атлантического океана и популярный морской курорт.

Мар-дель-Плата известен своими морскими львами. Рождаясь и подрастая в заливах бухты Гуанабара на юге Бразилии, звери сезонно мигрируют на атлантическое побережье до 40-х широт, где организуют лежбища. Ареал южной популяции — в районе аргентинского города Байя-Бланка и далее до Магелланова пролива. Но в последние десятилетия прошлого века побережье Мар-дель-Плата привлекло львов отходами рыбной индустрии в порту. Самые сообразительные особи решили остаться здесь на зимовку. Затем они дали потомство, которое уже не было способно не только к миграции, но и просто к добыче пищи. Возник интереснейший феномен: "эволюционный популизм", обилие еды, удобные городские пляжи, отсутствие хищников и толерантное отношение человека.

— Об этом нам рассказал наш друг Алексей из Буэнос-Айреса. Антропогенный фактор эволюции налицо, — отметил Евгений Ковалевский.

_dsc1602_1.jpg

Морской лев в Мар-дель-Плата. Фото участников кругосветной экспедиции РГО

В Мар-дель-Плата путешественники поняли, что майское решение остаться на зимовку в Сан-Фернандо по многим причинам было верным.

— От Пунта-дель-Эсте до Мар-дель-Плата всего 225 миль по прямой. Но у нас на этот путь ушло пять месяцев... Я помню, как в мае нам пришлось отказаться от предложения пересечь залив Ла-Плата против южных ветров. Согласись мы тогда на это — и всё закончилось бы в лучшем случае эвакуацией. А сейчас, осмотрев окрестности порта, я понимаю, что решение идти зимовать в Сан-Фернандо было более чем правильным. Мы не смогли бы здесь провести реконструкцию в тех же условиях. Да и зима в дельте реки теплее, чем на атлантическом побережье. И вот мы после, надеюсь, последней в этом сезоне судестады рванули дальше. Честно говоря, когда мы начали в начале октября собирать корабль, я не верил, что мы стартуем до середины ноября. И мы действительно вышли на два дня позже намеченного, но в этом виновата была погода. Судестада бушевала два дня, и нечего было даже думать о том, чтобы высунуться из дельты. А 1 ноября тучи расступились, ветер задул с северных румбов, и мы пошли. Лето в Аргентину не торопится. Холод и пронизывающий ветер при тёплом и ярком солнце. Холодная вода, короткая и хлёсткая волна. Легко не будет, — оценил обстановку капитан тримарана Станислав Берёзкин.

photo1668083029.jpeg

Легко не будет, но они справятся. Фото участников кругосветной экспедиции РГО

8 ноября экспедиция вышла из Мар-дель-Плата дальше на юг. Вечером 9 ноября бросили якорь у городка Баия-Сан-Блас. Здесь экипаж ждал первый неприятный сюрприз — суровый океан подломил крепление рулевого устройства. Стало ясно, что нужен ремонт.

— Видимо, от циклической усталости. Постепенно накопились повреждения. В этом месте узел — алюминиевая труба входит в стальную. Алюминий корродирует. На пути была жёсткая короткая волна — болтанка. Накопились усталостные трещины. По ним и лопнуло, — рассказал Евгений Ковалевский.

Ремонт, по первым прикидкам, должен был задержать кругосветчиков на пару дней. Однако 11 ноября Евгения и Станислава ждало новое приключение: тримаран едва не "убежал" от своего экипажа.

— Мы стояли у берега в городке Баия-Сан-Блас. Пришли ночью, встали на якорь, переночевали. Крепление рулевого устройства сильно болтается. Полагаем, что внутри трубы излом, решаем найти тихое место, выброситься на берег, разобрать, отремонтировать. Пошли пешком до залива 8 км. Дошли часа за полтора или два, нашли место, где нет волны, нет течения и ветер не так сильно дует. Стас предложил ещё посмотреть, но тут мы познакомились с местным рыбаком, у которого была машина. Я попросил Давида подвезти нас обратно в город к тримарану, — начал рассказ Ковалевский.

Путешественники не стали оценивать берег дальше и вернулись к своему судну на автомобиле.

— Каково же было наше удивление, когда мы не обнаружили тримаран на месте. Его сорвало с якоря и унесло. Мы рванули на машине вдоль берега и через километр увидели судно. Тримаран медленно тащился в 300 м от берега, — рассказал Евгений.

trimaran_01.jpg

Тримаран после дерзкого побега. Фото участников кругосветной экспедиции РГО

На берегу, вблизи места якорной стоянки, у кругосветчиков осталась небольшая резиновая лодка. Она и ещё рыбачьи сети спасли ситуацию.

— Разворачиваемся на машине, едем к резиновой лодке, прыгаем в неё. Заводим крошечный мотор "Меркури" и понимаем, что он по какой-то причине еле тянет. Тогда хватаем вёсла. Лишь через 40 минут догоняем тримаран. Ангелы с нами! Нам дико повезло, что, во-первых, обратно поехали на машине. Это было быстро — 15 минут езды, а не два часа пешком. Во-вторых, на этом берегу много рыбаков и якорь, когда тащился по дну, зацепился за чью-то сеть. Поэтому тримаран двигался очень медленно. С трудом вытащили якорь, так как на нём была намотана эта сеть. А в ней — одна рыбина, — уже весело закончил рассказ Ковалевский.

К вечеру экипаж отогнал тримаран в лагуну. 12 ноября экспедиция двинется дальше на юг. Следующая ключевая точка маршрута — Комодоро-Ривадавия.

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Фёдора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.

 

Александр Жирнов