Анимация, как призыв к защите экосистемы

Охрана окружающей среды — основная задача человека 21-го века. Она в том числе подкреплена большим количеством международных соглашений и законов и обязывает жителей Земли бережнее относиться к собственной экологической среде. Зарождение начинающегося глобального бедствия началось ещё в 19 веке с промышленной революцией. В 20 веке риск уничтожения экосистемы возрос вместе с новыми технологическими и биологическими открытиями, поставившими под угрозу всеобщее существование даже через 150 лет. Люди спохватились, правда поздно и начали искать пути решения этого вопроса. Но данная глобальная проблема находит своё освещение не только на политических заседаниях, активистских мероприятиях и, к примеру, в рамках школьных образовательных лекций, но даже в таком, казалось бы, непосредственном формате, как мультипликация.

Множество детских (и не совсем) анимационных картин, на доступном для своих юных зрителей языке, рассказывают, насколько велика ответственность современного человека за окружающий мир. Тематики и направления встречаются абсолютно разные, начиная от загрязнения пресных вод и заканчивая особенностями применения органического топлива. Сегодня рассмотрим 3 полнометражных мультфильма и первого отдельного персонажа (чего я не могу не сделать), отражающих обеспокоенность их создателей нынешней эко-ситуацией.

"ВАЛЛ-И"

Сюжет разворачивается в постапокалиптическом мире. Вся наша планета покрыта мусором. Для спасения человечества создан своего рода "Ноев ковчег" — космический корабль "Аксиома". Он предусматривает всё необходимое для комфортной жизни людей, включая дроидов-роботов по обслуживанию пассажиров. На самой Земле остались только роботы-уборщики для утилизации потока мусора, захлестнувшего планету. Но неожиданно все эти машины выходят из строя. И наш герой Валл-И остаётся единственным, кто не теряет энтузиазма и желает вернуть жизнь на Землю. Между тем, цивилизация на корабле "Аксиома" развивается уже несколько тысяч лет. О Зелёной планете ходят лишь предания, составленные из рассказов предыдущих поколений. Жизнь на корабле — комфортная и размеренная. Но, когда зелёный росток попадает к капитану и пассажирам корабля, те не могут оторвать от него глаз. Они чувствуют неведомые им ранее эмоции, и люди впервые за много лет пытаются разузнать всё о планете Земля, на которой начиналась жизнь человечества.

Мультипликационный фильм наглядно показывает, какое будущее может нас ждать. Ведь зачастую мы не задумываемся, что бездействие сегодня может убить завтра всё живое на планете, и мир превратится в страшную картину, как в мультфильме "Валл-И". Воздух, вода, почва — всё станет мёртвым по вине человека. Но финал мультфильма радует: люди готовы сделать всё, чтобы возродить Землю. Остаётся только надеяться, что человечество извлечёт из этого урок, и мусорный апокалипсис никогда больше не повторится.

"ЛОРАКС"

Вымышленный, находящийся за высокими стенами, город Недвилл полностью искусственный. В нём нет места даже настоящему дереву, а кислород продается в баллонах. Алчный мэр Недвилла Аллозиус — владелец компании О'Хара, которая и занимается производством бутилированного воздуха, не позволяет жителям города покидать его границы, так как опасается пустынного загородного ландшафта, испещрённого многочисленными пнями. Всё это указывает на то, что природа ещё жива, пусть и находится на грани полного уничтожения, а значит ему суждено стать банкротом. И только у главного героя Теда Уиггинса получается выбраться. Он движим желанием подарить любимой девушке настоящее дерево, о котором она так давно грезила. Бабушка Теда рассказала внуку о некоем Находкинсе, который аскетично живёт в разваливающимся домике за стенами и может помочь мальчику. Пожилой мужчина делится с главным героем печальной историей о собственной корысти и жадности. Будучи юношей, он создал огромную и прибыльную компанию по производству ткани "всемнужки", вырубив весь Трюфельный лес, некогда окружавший нынешний Недвилл и, заставив обитающих в нём животных и рыб покинуть родной дом. Тем самым он вызывает древнего духа леса Лоракса, который пытается ему противостоять, но загоревшийся мечтой о богатстве Находкинс непоколебим.

Мультфильм показывает нам возможно уже ближайшее будущее.

Что ждёт человечество, если оно загубит всю флору и фауну, продолжит наживаться на природе во благо собственного комфорта?

Но финал истории такой же счастливый, как и в "Валл-и". Тед приносит в город последнее сохранившееся зерно трюфельного дерева, переданное ему Находкинсом, и возвращает жизнь в "пластиковый" город.

"ПРИНЦЕССА МОНОНОКЕ"

Японский анимационный фильм Хаяо Миядзаки переносит зрителей в поздний период Муромати, когда впервые было изобретено огнестрельное оружие. Люди здесь разделены на два противоборствующих военных лагеря: жители лесов и поселенцы индустриального Железного города. Помимо этого, животные здесь представлены божествами, выстрел в которых превращает их в одержимых местью демонов. Железный город — типичное поселение на стыке цивилизации и дикой природы, его гражданам противостоит сама стихия. Проблема в том, что они не могут остановиться в своей жадности, и поэтому продолжают вырубать лес. Каждая сторона в этой войне считает себя правой. Потому вопрос беглого принца Аситаки, вынужденного покинуть своё племя из-за проклятия, полученного от обратившегося демона, остаётся без ответа. "Почему человек не может жить в мире с лесом?" — спрашивает он. Ответ прост: потому что он — человек. Жителям Железного города под руководством мудрой, но корыстной Эбоси мало вырубить деревья ради своих целей, они хотят убить Духа Леса, чтобы взять контроль над борющимися за свою свободу духами и божествами. К сожалению, им удаётся осуществить свой план, вместе с этим превратив собственный город в проросшие зеленью развалины, ведь главный хранитель здешней природы в силах исполнить посмертную месть.

В этом мультфильме отношения между человеком и природой показаны, как многовековой и неразрешимый конфликт. Суть в том, что эксплуатация природных ресурсов создает разрыв между людьми, которые оставляют за собой след негативных последствий. Именно благодаря познанию и уважению окружающей среды мы сможем лучше понять, как наши действия влияют на её процессы. 

"УНЕСЕННЫЕ ПРИЗРАКАМИ" ХРАНИТЕЛЬ РЕК

Продолжая тему японской анимации, и в особенности творчества величайшего режиссёра Золотого века аниме Хаяо Миядзаки, нельзя не вспомнить совершенно уникальный проект студии "Ghibli" и один из самых успешных — "Унесённые призраками". В мультфильме переплетаются мотивы японского фольклора с западными литературными и сказочными традициями. В нём затрагивается проблема загрязнения окружающей среды и бедственной экологической ситуации, в целом. Стоит вспомнить эпизод с хранителем рек, которого гости и работники "Абура-я", купальни потустороннего мира, принимают за бога помоек, ведь он имеет облик огромного сгустка пахучей грязи и мусора. Это абсолютно понятная аллюзия на загрязнение мирового океана и других водоёмов. Этот момент ещё и автобиографичен. В своё время Миядзаки участвовал в чистке реки рядом со своим домом, и, как и его юная героиня Тихиро, выудил из неё целую кучу хлама, вплоть до велосипеда. Для творчества Миядзаки априори очень характерны синтоистские мотивы, обожествление природы, дань традициям, которые забываются в наш технологичный век. Духи и боги, населяющие мир призраков, олицетворяют традиции и устои, старый мир, наполненный ками и духами, которые страдают от эпохи материализма и индустриализации. 

Массовая тенденция уничтожения экосистемы в последние сотню лет достигла своего апогея. Человечество продолжает расходовать природные ресурсы для усиления развития экономики и обслуживания себя любимых. Мы забываем, что люди — лишь гости в этом мире, которые обязаны прислушиваться к требованиям стихии и сосуществовать с ней в гармонии, а не порабощать. Фильмы, мультфильмы, литература — продукты творения неравнодушных, постоянно напоминающих нам об этом, и кто знает, быть может, мы когда-нибудь прислушаемся к этим немногочисленным, но громким голосам.

Автор: Дунаева Арина, Журфак МГУ

Тэги: