Анна Маньяни под мелодии петербургской зимы

В Штаб-квартире Общества в Санкт-Петербурге состоялся творческий вечер Олега Каравайчука.

«Перед смертью я вижу только итальянское кино, маму, папу и Настеньку, домработницу. Больше ничего не вижу, будто ничего и не было», – с таких слов начал свое выступление Олег Каравайчук. Композитор-виртуоз, известный любому петербуржцу благодаря не только музыке к кинофильмам и спектаклям, но и необычной манере ее исполнения, вновь выступил в стенах Большого зала Штаб-квартиры в Петербурге.

Олег Николааевич Каравайчук советский и российский композитор. Автор музыки к более чем 200 фильмам, нескольким балетам и создатель огромного архива импровизационной музыки. Среди лучших работ — музыка к фильмам «Мама вышла замуж», «Монолог», «Город мастеров», «Нога». Выпущены два компакт-диска — «Вальсы и антракты», «Concerto Grosso», а также DVD «Рука Гоголя». Третий компакт-диск «Броненосец Потемкин» композитор представил на концерте в Географическом обществе 14 декабря 2013.
Олег Николаевич – знаковая фигура для культурного ландшафта Северной столицы. Прошлогодний концерт в Большом зале Русского географического общества, посвященный 85-летию маэстро, вызвал большой интерес у петербургской публики.


И вновь в зале не осталось свободного места – желающие услышать и увидеть маэстро теснились и на балконе, и на принесенных раскладных стульях, стояли вдоль стен, держа наизготовку фото- и видеокамеры. «Как это и бывает, и как я снова это наблюдаю, на концерт Олега Николаевича собрались симпатичные и умные люди», – отметил ведущий вечера. К слову, самому младшему «симпатичному и умному» слушателю концерта только исполнилось полгода – настолько разнообразная собралась публика в эту субботу.


В первой части зрители увидели фрагменты видеозаписей, где запечатлены импровизации композитора, моменты, когда творческое сознание маэстро облекалось в музыкальную форму – высокие, задумчивые переборы сменялись низкими, хлесткими аккордами, легкие прикосновения следовали за тяжелыми ударами. Иногда музыку сопровождали черно-белые кадры того самого, вдохновившего композитора итальянского кино с великой Анной Маньяни, о котором Каравайчук упоминал.
«Не понимаю, как вы это выдержали, – по окончании видеоряда признался композитор. – Это очень серьезно переделанное искусство, это антисовременное искусство. Это отвращение к современному искусству». – И с этими словами маэстро уже сам сел за рояль и добавил: «Я еще такого наделаю».

Зрители, затаив дыхание, вслушивались в каждое слово, в каждую ноту, осознавая, что на их глазах рождаются новые легенды, окружающие композитора всю его жизнь. И вновь Каравайчук уделил почти час для того, чтобы подписать афиши, листовки и диски с «Броненосцем «Потемкиным» – работа композитора пролежала почти 8 лет, прежде чем увидела свет. Оставляя автографы – каждому поклоннику какой-то свой, особенный, – маэстро кротко спрашивал: «Вам понравилось? Правда понравилось или вы, чтобы с добрым словом на тот свет?..» Заметил, что «пока делаешь автограф – в голове рождается музыка, и оттого почерк меняется», и сказал, что музыка его особенно нравится детям – они в ней ничего не понимают.

Нынешний концерт, как и, наверное, каждое выступление Каравайчука – даже несмотря на то, что в этот вечер вживую маэстро сыграл совсем немного, – вновь оставил впечатление соприкосновения с чем-то большим, чем просто творчество, и, конечно, большим, чем музыка.

Текст: Екатерина Абрамова
Фото: Андрей Стрельников, Илья Данилов

Ссылка на материал о концерте Каравайчука в информационном агентстве: http://www.regnum.ru/news/1745546.html

[gallery link="file" order="DESC" columns="4"]