Антарктида — край «Витязей». Заключительный очерк о людях, покоривших шестой континент

В январе этого года исполнилось 200 лет с того момента, когда два российских военных шлюпа, «Восток» и «Мирный», подошли к земле, о существовании которой человечество только догадывалось. Так 28 января 1820 года русские мореплаватели открыли шестой и последний материк.

Двухзвенные транспортеры, а вместе с ними и работники ИЗТМ (ныне АО «МК «Витязь»), появились на южном континенте в середине 80-х годов прошлого столетия. Для перевозки тяжелых грузов на большие расстояния полярникам требовалась техника, способная работать в экстремальных климатических условиях. Так история освоения Антарктиды стала частью истории Ишимбая и машиностроительной компании «Витязь». С 1987-го по 2018-й годы в антарктических экспедициях побывало несколько десятков ее работников.
В приведенном ниже списке – фамилии тех, кто на суровом континенте проверял на прочность не только технику, но и себя. Это особый список. Эти люди в стороне от наград и высоких почестей. Они — часть истории завода.

Сбитяков В. Н. (участник 6 экспедиций),

Носков И.А.,

Алексин В.А. (участник 2 экспедиций),

Попов А.К.,

Анохин В.Ю. (участник 4 экспедиций),

Казаков А.А.,

Семенов А.С. (участник 3 экспедиций),

Судаков А.,

Тимасов Н.А.,

Абзалов Г.Х. (участник 2 экспедиций),

Пантелеев Б.Е. (участник 4 экспедиций),

Тимергалиев Р.Ф. (участник 2 экспедиций),

Иванов Б.Я. (участник 3 экспедиций),

Юсупов И.Ф.,

Адигамов Р.Г.,

Тарасов М.Ф.,

Болдырев С.И.,

Кутлугильдинов Х.М. (участник 2 экспедиций),

Сухоруков Т.Н.,

Понявин А.Т. (участник 3 экспедиций),

Пантелеев В.М. (участник 2 экспедиций),

Сафронов В.А.,

Асеев Ю.В. (участник 2 экспедиций),

Адршин А.А.,

Асновин Г.Г. (участник 3 экспедиций),

Биганов Ф.М. (участник 4 экспедиций),

Бабиков В.М. (участник 3 экспедиций),

Васильев С.Н.,

Герасименко В.В.,

Сафаров М.Р. (участник 3 экспедиций),

Фадеев Ю.В.(участник 3 экспедиций),

Матвеев Б.В.,

Диваев Р.Р. (участник 2 экспедиций),

Гузняев Г.А.,

Габдуллин С.Р.,

Воробьев С.А.,

Степанов С.Ф.,

Грешнов Е.Л.,

Меркулов В.В.,

Хисамутдинов Р.З. (участник 2 экспедиций),

Хайбуллин Р.З.,

Худайбердин А.С.,

Хазипов И.Р. (участник 3 экспедиций),

Васильев М.В. (участник 2 экспедиций),

Должников В.А. (участник 5 экспедиций),

Цыкунов П.Б. (участник 2 экспедиций),

Николюк В.В.,

Худяков С.В.,

Латыпов Р.Р. (участник 2 экспедиций).

Это они демонстрировали возможности двухзвенника во время долгих походов и дорабатывали его конструкцию после экспедиций. Это они разрабатывали новые технологические комплексы на базе ДТ с учетом потребностей участников длительных переходов. Это они за тысячи километров везли по снежной пустыне топливо, продукты и оборудование для сотрудников зимующих станций.
В 1998 году из экспедиции не вернулись Виктор Сбитяков и Ринат Тимергалиев. Это самая дорогая цена, которую человек готов платить за право проверить себя. После тех трагических событий в Антарктиде побывали еще много работников «Витязя». Некоторые из них успели поработать в трех-четырех экспедициях, внося свой вклад в развитие российской науки. Они не чувствовали себя героями и не требовали государственных наград. Просто еще и еще раз возвращались на самый суровый и красивый континент земли, высоко неся знамя родного завода.

Региональное отделение Русского географического общества благодарит одного из своих попечителей — АО «МК «Витязь» — за очерки о людях и технике, покоривших Антарктиду, а также за поддержку наших проектов!