В январе этого года исполнилось 200 лет с того момента, когда два российских военных шлюпа, «Восток» и «Мирный», подошли к земле, о существовании которой человечество только догадывалось. Так 28 января 1820 года русские мореплаватели открыли шестой и последний материк.
Двухзвенные транспортеры, а вместе с ними и работники ИЗТМ (ныне АО «МК «Витязь»), появились на южном континенте в середине 80-х годов прошлого столетия. Для перевозки тяжелых грузов на большие расстояния полярникам требовалась техника, способная работать в экстремальных климатических условиях. Так история освоения Антарктиды стала частью истории Ишимбая и машиностроительной компании «Витязь». С 1987-го по 2018-й годы в антарктических экспедициях побывало несколько десятков ее работников.
В приведенном ниже списке – фамилии тех, кто на суровом континенте проверял на прочность не только технику, но и себя. Это особый список. Эти люди в стороне от наград и высоких почестей. Они — часть истории завода.
Сбитяков В. Н. (участник 6 экспедиций),
Носков И.А.,
Алексин В.А. (участник 2 экспедиций),
Попов А.К.,
Анохин В.Ю. (участник 4 экспедиций),
Казаков А.А.,
Семенов А.С. (участник 3 экспедиций),
Судаков А.,
Тимасов Н.А.,
Абзалов Г.Х. (участник 2 экспедиций),
Пантелеев Б.Е. (участник 4 экспедиций),
Тимергалиев Р.Ф. (участник 2 экспедиций),
Иванов Б.Я. (участник 3 экспедиций),
Юсупов И.Ф.,
Адигамов Р.Г.,
Тарасов М.Ф.,
Болдырев С.И.,
Кутлугильдинов Х.М. (участник 2 экспедиций),
Сухоруков Т.Н.,
Понявин А.Т. (участник 3 экспедиций),
Пантелеев В.М. (участник 2 экспедиций),
Сафронов В.А.,
Асеев Ю.В. (участник 2 экспедиций),
Адршин А.А.,
Асновин Г.Г. (участник 3 экспедиций),
Биганов Ф.М. (участник 4 экспедиций),
Бабиков В.М. (участник 3 экспедиций),
Васильев С.Н.,
Герасименко В.В.,
Сафаров М.Р. (участник 3 экспедиций),
Фадеев Ю.В.(участник 3 экспедиций),
Матвеев Б.В.,
Диваев Р.Р. (участник 2 экспедиций),
Гузняев Г.А.,
Габдуллин С.Р.,
Воробьев С.А.,
Степанов С.Ф.,
Грешнов Е.Л.,
Меркулов В.В.,
Хисамутдинов Р.З. (участник 2 экспедиций),
Хайбуллин Р.З.,
Худайбердин А.С.,
Хазипов И.Р. (участник 3 экспедиций),
Васильев М.В. (участник 2 экспедиций),
Должников В.А. (участник 5 экспедиций),
Цыкунов П.Б. (участник 2 экспедиций),
Николюк В.В.,
Худяков С.В.,
Латыпов Р.Р. (участник 2 экспедиций).
Это они демонстрировали возможности двухзвенника во время долгих походов и дорабатывали его конструкцию после экспедиций. Это они разрабатывали новые технологические комплексы на базе ДТ с учетом потребностей участников длительных переходов. Это они за тысячи километров везли по снежной пустыне топливо, продукты и оборудование для сотрудников зимующих станций.
В 1998 году из экспедиции не вернулись Виктор Сбитяков и Ринат Тимергалиев. Это самая дорогая цена, которую человек готов платить за право проверить себя. После тех трагических событий в Антарктиде побывали еще много работников «Витязя». Некоторые из них успели поработать в трех-четырех экспедициях, внося свой вклад в развитие российской науки. Они не чувствовали себя героями и не требовали государственных наград. Просто еще и еще раз возвращались на самый суровый и красивый континент земли, высоко неся знамя родного завода.
Региональное отделение Русского географического общества благодарит одного из своих попечителей — АО «МК «Витязь» — за очерки о людях и технике, покоривших Антарктиду, а также за поддержку наших проектов!