Антивирус для туризма: РГО предлагает план выведения отрасли из кризиса

Фото: Юлия Жуликова, участница фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Русское географическое общество разработало и направило в Ростуризм рекомендации, связанные с открытием туристического сезона, ориентированного на организованный внутренний туризм. В офисах туроператоров, переживших кризисную тишину, количество обращений в сутки от туристов увеличивается каждый день с конца апреля. Люди соскучились по путешествиям, а те, кто раньше выбирал Турцию и Таиланд, теперь спешат в Крым и на Байкал.

Старт ждёт в июле

Тема туризма и отдыха жителей страны рассматривается сейчас Правительством России как одна из приоритетных. Возобновление работы туристической отрасли в условиях, когда опасность коронавируса еще не отступила полностью, — задача сложнейшая, но уже в июле туристов и туроператоров ждет возобновление долгожданных путешествий.

Дмитрий Чернышенко, заместитель Председателя Правительства РФ, из выступления на оперативном совещании с вице-премьерами 8 июня: "В целом подход такой, что июнь, мы предполагаем, уйдёт на подготовку объектов и инфраструктуры к запуску и аккуратному старту, а с 1 июля мы планируем, что можно будет полноценно запустить отрасль для межрегиональных поездок".

В этой ситуации РГО направило в Ростуризм рекомендации, разработанные совместно с рядом ведущих экспертов в области туризма и путешествий, учёными, представителями региональных отделений Общества, с партнёрами-туроператорами, представителями бизнеса и общественных объединений. Приоритет в 2020 году эксперты РГО отдают  организованному внутреннему туризму — экологическому, научному, культурно-познавательному.

Владимир Котляков, Почётный президент РГО, председатель комиссии РГО по развитию туризма, академик РАН: "Полагаю, что жёсткие меры в борьбе с распространением коронавируса в России в основном закончились. Конечно, об этой болезни нельзя забывать, но нельзя и лишать людей права на отдых. Поэтому моё мнение, которое разделяет в целом и комиссия по развитию туризма РГО, заключается в том, что в нынешний летний сезон должны быть открыты все предприятия для туризма и отдыха на большей части территории России. Исключением могут быть строго ограниченные местности, где пока существуют "очаги" коронавируса (но это должны быть оправданные исключения из правила)".

В заповедник, а не на пляж

Общемировой тренд на встречи с дикой природой, с отдалёнными уголками, сохранившими культурное наследие, в противовес шумной скученности курортных городов и пляжей, в этом сезоне как нельзя кстати. Туроператоры научились делать отдых на природе комфортным, освоив глэмпинги, транспортные средства от вертолёта до байдарок, плотов и даже совсем уж новинок — хаусботов.

Заповедные территории, принимающие туристов, соперничают друг с другом в новой инфраструктуре, оборудовании экологических троп, стараясь сделать доступным наблюдение животных в дикой природе. По мнению РГО, именно такой туризм не предполагает излишних социальных контактов, массового скопления людей, даёт возможность глотнуть свежего воздуха, побывать в таких местах, которые сами по себе придают силы и укрепляют здоровье круглый год. Многие заповедники и национальные парки ждут открытия туристического сезона не просто с нетерпением, а местами уже с отчаянием.

Светлана Родионова, и.о. директора Приокско-Террасного биосферного заповедника: "Наш заповедник — единственный в Московской области. У нас есть знаменитый зубровый питомник, уникальные экотропы, оборудованные на самом высоком уровне, дорогие, современные, требующие ухода и обслуживания. Открытия сезона ждём не только мы сами — нам каждый день звонят и туристы, и туроператоры, и волонтёры. Всё давно подготовлено к открытию, все санитарные нормы и требования проверены множество раз. То, что до сих пор мы не можем принимать туристов, для нас просто катастрофа, ведь доходы от туризма — это возможность доплачивать нашим сотрудникам к их более чем скромной зарплате. И такая же ситуация у большинства наших заповедных коллег".

В России немало людей, которые успешно путешествуют самостоятельно. Но в этом сезоне РГО решительно выступает за организованный туризм, способный обеспечить не только интересный и качественный, но и безопасный отдых. Многие туроператоры за прошедшую весну всерьёз освоились в онлайн-формате. Теперь, когда речь идёт о настоящих поездках, целые ряды процедур по организации туров должны стать дистанционными, например, покупка турпродукта, приобретение билетов, обеспечение информационными материалами. А дальше — прилёт в другой регион, выход из самолёта и... возможный двухнедельный "отпуск" в обсерваторе?

Обсервация, или…?

На территориях, важных для туризма, РГО предлагает отменить двухнедельную обсервацию.  Это непреодолимая преграда как для туроператоров, так и для туристов. Организаторы межрегиональных туров по Сибири, например, столкнулись с тем, что их клиентам пришлось бы провести две недели в обсервации, не только прилетев в Красноярск, но и при переезде в каждый соседний регион. Альтернативой обсервации может стать проведение теста на коронавирусную инфекцию накануне выезда или при въезде в регион. При этом проведение тестирования должно быть оперативно и доступно для приезжающих.

Юлия Григорьева, исполнительный директор туроператора "Раша Дискавери" (Москва): "Ситуация с выходом из карантинных мер противоречивая и меняется ежедневно. Сейчас уже нет 14-дневного карантина для приезжающих в Тверской, Калужской областях, Республике Татарстан и других областях. Очень важно, чтобы обсервацию отменили и на других территориях, наиболее важных для туризма — в Крыму, на Алтае, Камчатке, в Карелии и т. д. Во всяком случае, на первых этапах выхода из кризиса. Важно в ближайшее время найти разумный баланс между безопасностью и возможностью отдыхать и путешествовать по стране".

При том, что всем хорошо понятна цена простоя, далеко не все туроператоры, что организуют экстремальные и экологические туры в отдалённых регионах, спешат заявлять готовность открыться немедленно — они хорошо представляют себе, чего им будет стоить даже единичный случай коронавируса.

Сергей Самойленко, туроператор "Вулканариум" (Камчатка): "На Камчатке, если в группе окажется заболевший, придётся снимать всю группу с маршрута при помощи дорогостоящей эвакуации. Все участники группы, включая гида, окажутся  на обсервации, при том, что больниц и гостиниц в крае не так много. Издержки от таких приключений для туркомпаний могут оказаться смертельными. Но я надеюсь, что к августу и сентябрю можно будет пересмотреть эти позиции".

Помочь туроператорам — спасти туризм

Большинство опытных компаний-туроператоров — партнёров РГО, единодушны: отрасль оказалась совсем не готова к таким встряскам. Пока будут создаваться и проходить обкатку новые концепции развития, финансовые и инвестиционные модели, туризм просто должен выжить и отработать ближайший сезон. Поэтому крайне важно сейчас поддержать туроператоров, смягчить ограничения, мешающие действовать, возможно, продумать систему субсидий, словом, всеми возможными способами помочь этому бизнесу вновь набрать силу.

Роман Цветков, генеральный директор туроператора "Скан Тур" (Санкт-Петербург): "Скорейшее восстановление полноценной работы туроператоров является одним из обязательных условий роста внутреннего туристического потока. Имея понятные правила игры, туроператор может более тщательно соблюдать условия, необходимые для безопасных путешествий, в отличие от индивидуальных туристов и частных групп".

Максим Фоменко, директор ООО "Сибвэй Тур": "Главная сложность — неопределённость. Нет понимания, в какой период и какой регион сможет открыть раннее бронирование, смогут ли объекты размещения выполнить жёсткие и часто меняющиеся требования Роспотребнадзора. Все надеются на то, что с 1 июля регионы России будут открываться. Некоторые хорошие базы уже сейчас рискуют идти на глубокое бронирование".

Перед туроператорами стоит трудная экономическая задача — не допустить существенного роста стоимости турпакета (особенно сейчас, в условиях падения реальных доходов граждан), но и не оказаться в минусе. Требования к соблюдению социальной дистанции означают то, что количество человек в группе станет меньше (например, из-за соблюдения правил рассадки в автобусы), покупка масок и перчаток для клиентов — это дополнительные расходы.

Ехать или не ехать?

Для того, чтобы люди могли планировать свои поездки, РГО на основании рекомендаций экспертов, предлагает рассмотреть возможность создания общедоступной карты страны с присвоением тому или иному региону статуса "зелёного" или "красного" по степени риска и возможности системы местного здравоохранения своевременно оказать медицинскую помощь приезжающим.

Людмила Стахова, Российский государственный университет туризма и сервиса: "Мы можем рекомендовать разделить территорию РФ на "зелёные" и "красные" регионы. Путешествия между "зелёными" зонами могут быть практически беспрепятственными. Для туристов из "красной" зоны могут быть введены различные меры:  тестирование по прибытии, справка об отсутствии Covid-инфекции или наличия антител, введение особой страховки, покрывающей расходы на лечение. Такие страховки начали появляться у страховых компаний".

РГО предлагает создать для этой информации раздел на официальном сайте Ростуризма, а также на сайте стопкоронавирус.рф, где будет представлена актуальная ситуация в регионах, а также на отдельных курортах.

Информация — ключ к решению проблем

Восстановление туристической отрасли — процесс сложный и не очень быстрый. И каждому из его участников — от члена Правительства, принимающего решения, до туриста, собирающего чемодан, требуется максимум полезной и достоверной информации. РГО считает, что сейчас крайне важно разработать и вести в стране единую информационную кампанию по продвижению приоритетных видов туризма и его направлений, методов обеспечения безопасности. Нельзя забывать о том, что многие люди сейчас могут просто не решаться на ранее задуманный отдых, теряя возможность поправить здоровье, набраться сил и впечатлений. Для многих только опыт друзей и знакомых становится источником выбора мест и способа отдохнуть. О том, куда и как безопасно путешествовать, какие возможности и какие поездки выбирать, как к ним готовиться — вся эта информация должна стать доступной и понятной. В этой кампании должны объединиться и туроператоры, и общественные, и некоммерческие организации, бизнес- и экспертное сообщество, Интернет-СМИ, радио и телевидение.

Сергей Корлыханов, заместитель исполнительного директора — директор Департамента регионального развития РГО: "Нужно быть объективными и понимать ряд сложностей в развитии внутреннего туризма. Одно из значимых обстоятельств — это недостаточная информированность наших граждан — потенциальных туристов. Мы должны как можно больше информировать людей о возможностях нашего внутреннего туризма, о тех уникальных местах, которые есть на территории нашей страны. РГО считает очень важным проведение единой информационной кампании по продвижению приоритетных видов туризма в России. Туризм — это уникальная отрасль экономики, которая способствует развитию отдалённых регионов, создаёт целую цепочку бизнес-процессов, привлекает инвестиции. Поэтому Правительство страны придаёт этому сейчас такое большое значение. Думаю, что в максимально возможном и быстром восстановлении отрасли заинтересованы абсолютно все".

В числе предложений, направленных РГО в Ростуризм, — разработка и ведение сертификации туристских маршрутов, продуктов и отдельных услуг, в том числе с учётом рисков распространения коронавирусной инфекции. У Общества есть немалый собственный опыт подобной работы: РГО продолжает сотрудничество со своими партнёрами — крупнейшими туроператорами внутреннего туризма в рамках проекта "Путешествия с РГО". Ведущие эксперты РГО сертифицируют маршруты и туры по целому ряду показателей, в числе которых познавательность, безопасность, комфортность. Сертификацию и знак "Рекомендовано РГО" прошли уже 59 туров от 10 туроператоров. В вопросе поддержки качества внутреннего туризма РГО готовит к более широкому внедрению систему добровольной сертификации туристских маршрутов.

Владимир Котляков, Почётный президент РГО, председатель комиссии РГО по развитию туризма, академик РАН: "Трепетать" перед угрозой не следует. Нужно просто не забывать об этом и строить маршруты и "точки интереса" таким образом, чтобы они были интересны людям. Всё это возможно при умной организации маршрутов и выбора тем для туризма".