Архивы из "Золотого фонда РГО" на службе географического образования

Участники конференции на фоне экспозиции карт и фотографий из архивов «Золотого фонда РГО». Фото предоставлено КОО РГО

18 января 2019 г. члены Кировского областного отделения Русского географического общества организовали в Вятском госуниверситете очередную выставку из цикла "Золотой фонд РГО". Она была приурочена к традиционной областной научно-практической конференции учителей естественнонаучного профиля – географов, биологов, экологов и химиков образовательных учреждений г. Кирова и Кировской области.

Темой экспозиции стали "Карты экспедиций и этногеографические карты Русского географического общества" из архивов "Золотого фонда РГО", любезно предоставленные Департаментом выставочной деятельности в соответствии с Договором между РГО и ВятГУ. На ней были отражены картографические и фотоматериалы экспедиций ряда выдающихся русских путешественников-исследователей азиатской России и сопредельных стран, а также других регионов мира.

Выставку открыл председатель областного Отделения РГО Алексей Михайлович Прокашев, который кратко познакомил учителей географии, биологии и других специальностей с историей этой гуманитарно-просветительской акции, инициированной руководством РГО. При этом выступающий напомнил участникам конференции некоторые страницы истории географических и этногеографических исследований второй половины XIX века малоизвестных в тот период районов Центральной и Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Сибири, Дальнего Востока, Монголии, Урала и Европейской части России. Им была подчеркнута выдающаяся роль таких ученых-путешественников как П.П. Семенов, Н.М. Пржевальский, Г.Н. Потанин, братья Грум-Гржимайло и других в стирании белых пятен с карт упомянутых окраинных российских и зарубежных территорий.

02_am_prokashev.jpg


А.М. Прокашев знакомит участников конференции с архивными картами "Золотого фонда РГО". Фото предоставлено КОО РГО

 

Особый интерес у слушателей вызвала информация о геополитической обстановке того далекого времени у южного подбрюшья Российской империи, где столкнулись интересы России и Британской империи. В исторической литературе они получили название "Большая игра", в которой англичане всячески стремились противодействовать возможному усилению политического и экономического влияния России на соседние с ней территории Афганистана и Индии, находящиеся в то время в колониальной зависимости от Британского льва.

Оказывая давление на подконтрольные им правительства этих стран они фактически препятствовали исследованию русскими учеными-географами Джунгарии, Тарима, Тибета и других малоизвестных уголков Центральной Азии, порой настраивая местное население на враждебное отношение к путешественникам с севера. А.М. Прокашев подчеркнул, в частности, то мужество, которое приходилось проявлять Н.М. Пржевальскому и другим российским исследователям на пути по неизведанным полупустынным и пустынным землям, где им приходилось защищать себя не только от стихийных сил природы, но, порой, и от угрозы гибели от нападений туземного населения. Вот почему экспедиции Пржевальского были образцовыми не только с научной точки зрения, но и с позиции, говоря современным языком, ОБЖ — обеспечения безопасности жизнедеятельности: они вынужденно носили полувоенный характер.

Живой интерес учителей вызвали и раритетные фотографии с картинами быта и жизни народов финно-угорской, тюркоязычной и иных семей, отражающие суровые условия жизни, с одной стороны, а с другой, их мужество и способность к выживанию в любых, в том числе близких к экстремальным условиях, невольно вызывающие восхищение слушателей.

Участники конференции поблагодарили членов областного отделения РГО за организацию интересной экспозиции и дружно одобрили продолжение подобных акций, имеющих исключительно важное культурно-познавательное, образовательное и воспитательное значение.

После знакомства с выставкой они продолжили работу на конференции, где А.М. Прокашев дополнительно выступил с лекцией-презентацией на тему "Особо охраняемые территории Кировской области", также получившей положительную оценку. Она была составной частью программы 46-й областной научно-практической конференции учителей биологии, географии, химии и экологии образовательных организаций г. Кирова и Кировской области на тему "Природно-социальный комплекс как условие развития естественнонаучного и географического образования".

03_sekciya_geografii.jpg


Секция географии за работой. Фото предоставлено КОО РГО

В числе активных организаторов этой большой и важной просветительской работы следует назвать ряд других членов областного отделения РГО – Г.А. Русских, С.А. Пупышеву, А.С. Матушкина, Н.В. Носову, Р.Н. Зубареву (оформитель выставки "Золотой фонд РГО") и др.

Не менее ценной оказалась работа секции географии, на которой практическим опытом поделились учителя географии и биологии многих учебных учреждений г. Кирова и области. Вот только некоторые из примеров прозвучавших ярких и убедительных сообщений-презентаций:

— "Интеграция общего и дополнительного образования в преподавании географии в условиях реализации ФГОС" (Чухлова Н.А., Копосова Л.В.);

— "Музейная педагогика как условие развития географического образования" (Русских Г.А.);

— "Технология "Звездная эстафета" в организации и проведении музейных уроков" (Морозова О.А.);

— "Организация внеурочной деятельности по географии в условиях дистанционного обучения" (Чернядьева С.В.);

— "Виртуальные экскурсии как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках географии" (Есипова Т.В.);

— "Логически-опорный сигнал как эффективный прием смыслового чтения (на примере изучения природно-социальных комплексов России)" (Грухина О.Е.)

— "Ситуационная задача "Он – древность, и чудо, и сила…" (география, 8 кл.)" (Бушуева Е.М.);

— "Совершенствование методов работы профессионального объединения педагогов в условиях современной информационной среды" (Забродина Т.Н.);

— "Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами музейной педагогики" (Жвакина С.А.);

— "Методическое сопровождение учителя географии по формированию профессиональных компетенций" (Чернышова О.Л.);

— "Использование ресурсов музея в развитии метапредметных умений обучающихся" (Подлузская Н.В.).

Модератором и душой секции была Надежда Викторовна Носова, дававшая эмоционально окрашенную и глубокую научно-методическую профессиональную оценку каждого из не менее запоминающихся выступлений учителей географии и биологии.

В заключение особо следует отметить огромную организационную и научно-методическую работу члена РГО Русских Галины Анатольевны – подлинного организатора-энтузиаста, вдохновителя и дирижера всего научно-педагогического оркестра, в котором приняли участие талантливые представители учительского корпуса Кировской области, бескорыстно отдающие свои знания, опыт, талант, сердце, увлеченность наукой детям, будущим естествоиспытателям — географам, биологам, химикам, экологам Кировской области и России. Пока есть такие педагоги – можно надеяться на сбережение и приумножение природных и людских богатств нашей малой и большой Родины!

Прокашев А.М., председатель Кировского областного отделения РГО