Арктическая школа деревянного судостроения продолжает учебу и строительство поморского коча.

300 лет назад Петр I приехал на Мосеев остров в Архангельскую область и окончательно «заразился» морем. Именно здесь, в колыбели российского флота, началось превращение сухопутной России в морскую державу. Спустя три столетия на Мосеевом острове снова кипит работа – участники Арктической школы традиционного деревянного судостроения строят настоящий двадцатиметровый поморский коч.

 Ученики школы возрождают славные традиции судостроения, учатся работать с деревом и узнают много интересного о народах Севера.

«Коч – это символ твердости и стойкости первопроходца-промысловика-северянина, символ эпохи, в которую были заложены основы Российских границ в Арктике», – говорят авторы проекта.

На первый поток организаторы отобрали из 50 кандидатов всего 10 активистов-романтиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Перми и Архангельской области. В течение двух месяцев, с ноября по декабрь 2020 года, они изучали теорию, практику и историю судостроения, слушали лекции, посещали музеи и судостроительные предприятия. И, конечно, работали руками.
За время реализации практической части обучения в школе деревянного судостроения, курсанты участвовали в​ выполнении​ следующих​ работ:

- обустроили дополнительные​ рабочие места и​ верстаки, стелажи для хранения инструмента, сделали универсальные козлы (для использования на временных подмостях, в качестве опор для мобильных рабочих мест, поддерживания длинномерных деталей при их станочной обработке)

- осуществили вырейку 25% корпуса судна

- осуществили забутовку - заполнение межшпангоутного пространства вдоль привального бруса корпуса судна

- завершили устройство привального бруса судна

- изготовили на кондукторе деревянные​ ламели для установки​ скулового​ стрингера —​ продольной связи корпуса​

- начали сборку скулового стрингера

- осуществили творческие проекты в рамках самостоятельной работы. После двухмесячной практики в цеху ученики могут работать судовыми плотниками и столярами.

2-ой поток Арктической школы деревянного судостроения начал учебу 18 января 2021 года.
Василий Корочков приехал в Архангельск из города Жукова в Калужской области, "я приехал сюда, так как хотел построить корабль и ходить под парусом, на мой взгляд это уникальная возможность. Мне бы хотелось получить здесь новые знания и навыки".

 Богдан Кубраков, который обучается на судоводителя, приехал из Москвы: "Я всегда интересовался историей и различными ремеслами. Для меня важно приобретение теоретических и практических навыков здесь. А также закрепить ранее полученные знания на практике. У меня есть опыт в постройке малых судов. Здесь хотелось бы ознакомиться с тонкостями этого дела. Участие в этом проекте будет полезным для меня, так как я хочу связать свою жизнь с работой на парусных судах".

Теоретическая программа началась с направления Древесиноведение, породного состава леса, основы деревообработки и тонкостей работы с лесоматериалами в судостроении. Занятие провел Егор Ватлецов - преподаватель, проектировщик-конструктор деревянного судна, ранее инженерно-технический работник Соломбальской судоверфи.
22 января в школе деревянного судостроения провел лекцию об освоении арктических пространств председатель Архангельского центра Русского географического общества, заместитель директора по экологическому просвещению и туризму национального парка «Русская Арктика» Виктор Кузнецов. Кандидат географических наук, профессор Виктор Сергеевич – один из тех, кто стоял у истоков создания национального парка. Он является автором нескольких изданий, посвящённых северу Новой Земли и Земле Франца-Иосифа, истории освоения полярных архипелагов.

До августа 2021 года школа примет еще 2 потока учеников. Когда строительство судна закончится и проект подойдет к концу, участники отправятся на воссозданном поморском коче в экспедицию вдоль Арктического побережья, по Белому и Баренцеву морям.

Фото предоставлены Арктической школой традиционного деревянного судостроения.