Ростовская история — три века Ворошиловского проспекта
Вот мы и дошли до Ворошиловского проспекта — одну из главных и самых величественных артерий донской столицы. Это парадные ворота Ростова-на-Дону, его визитная карточка и отправная точка для тысяч гостей города. Но так было не всегда. Приглашаем вас в небольшое путешествие во времени, чтобы узнать, каким этот путь был столетия назад и как он превратился в тот просторный проспект, по которому мы с вами идём сегодня.
Представьте, что мы перенеслись в истории назад. Сейчас мы стоим на ровном, широком асфальте, а под нами — высокий холм. В начале XIX века, по утверждённому в 1811 году плану заселения Ростова, на месте современного проспекта проходила восточная граница города. В 30-х годах XIX века здесь возникла улица без мостовых и фонарей, с камышовыми крышами одноэтажных домов. Вскоре её, словно в насмешку назвали Большим проспектом.
В те времена въезд в город со стороны реки осуществлялся совсем в другом месте — примерно там, где сейчас начинается Будённовский проспект. Там, у набережной, находился наплавной мост на барках — деревянный, шаткий, но чрезвычайно важный. Именно по нему переправлялись торговцы, курьеры, казаки и простые путники.
История названий Ворошиловского проспекта — как зеркало, в котором отразилась вся история нашей страны XX века. Всё начиналось просто и понятно — Большой проспект. Но в 1912 году его переименовали в Большой Столыпинский в честь известного государственного деятеля Петра Столыпина.
С приходом советской власти имперское название, конечно, сменили. С 1927 года проспект стал Ворошиловским — в честь маршала и наркома Климента Ворошилова. Однако в 1958 году его ждало новое имя. После выхода указа о том, что не стоит называть всё подряд в честь живых людей, Ворошиловский проспект стал проспектом имени Карла Маркса.
Но на этом злоключения не закончились. В декабре 1969 года Климент Ворошилов скончался, и в 1970 году власти решили снова увековечить его память, вернув проспекту название Ворошиловский.
В бурные 1990-е годы, когда по всей стране сносили старые советские названия, была предпринята попытка вернуть историческое имя — Большой проспект. Но что интересно, это название не прижилось. Жители города, привыкшие к старому имени, высказались за то, чтобы оставить Ворошиловский проспект, что в итоге и было сделано.
Но если говорить о подлинном рождении проспекта в его современном понимании — то нужно отправиться во вторую половину XX века. В 1960-х годах советские градостроители задумали масштабную реконструкцию. Старый Столыпинский спуск, сменивший к тому времени имя на Ворошиловский, был радикально расширен и выпрямлен. Чтобы преодолеть глубокую балку, разделявшую город, потребовалось настоящее чудо инженерной мысли.
И это чудо — вот этот самый мост, по которому мы с вами сейчас идём или проезжаем. Он был возведён в 1960-х годах по новаторскому проекту талантливого архитектора Яна Ребайна, который предложил уникальную для того времени технологию клеевых стыков.
Бетонные блоки весом до 30 тонн каждый соединялись не привычными сваркой или заклёпками, а клеем. Конструкция состояла из 13 пролётов и имела длину 627 метров. Это был первый опыт подобного строительства в СССР!
Это решение было одновременно и смелым, и экономичным, и очень элегантным. Мост Ребайна стал не только транспортной артерией, но и настоящим памятником своей эпохи.
Мост простоял до 2009 года, выдержал большое количество машин и дал трещину, после чего появился модернизированный новый шестиполосный Ворошиловский мост.
А теперь давайте вернемся на одну из старинных улиц, что примыкают к проспекту. По адресу улица Седова, 5, находился комплекс зданий складского типа, принадлежащий купеческой семье Петра Дмитриевича Мухина — лесопромышленника, купца 1-й гильдии. Мухин доставлял на берег Дона лес и, вероятно, устраивал его первичную переработку. Одно из его лесопильных предприятий располагалось на правом берегу Дона в границах станицы Гниловской, другое — на ростовской пристани, рядом с территорией «рыбной косынки» — площадки для рыбной торговли.
Но время не стоит на месте. Сегодня в стенах, которые помнят звон монет купеческой эпохи, кипит абсолютно новая, творческая жизнь. Здесь теперь расположилось новое городское пространство- креативный кластер «Новая Земля». Это пространство для инноваций, искусства и бизнеса. Место, где встречаются стартаперы, дизайнеры, художники и изобретатели. «Новая Земля» ждёт в гости всех, кто хочет ощутить пульс современного, динамичного Ростова, города, который всегда чтит свою историю, но уверенно смотрит в будущее.
Приятной вам прогулки по Ростову!

