Арт-тропа 7

Путь к полюсу начинался здесь!

Мы с вами на улице, чье название хранит память о двух эпохах. Сейчас это улица Седова, но когда-то она носила тихое, почти провинциальное имя — Верхнебульварная. Это был один из самых уютных уголков старого Ростова, где местная публика любила устраивать неспешные променады над Доном. Но новое имя она получила по праву, ведь оно увековечивает подвиг нашего земляка — легендарного полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова.

Судьба Георгия — это история воплощенной мечты. Сын бедного азовского рыбака с хутора Кривая Коса, он с детства грезил о море. В поисках своего пути юноша пешком пришел в Ростов. Его упорство было поразительным: чтобы быть ближе к заветной цели, он устроился работать на пароход ростовского купца Кошкина. Труд матроса не сломил его, а лишь закалил характер. Усердие и страсть к знаниям открыли ему двери Ростовских мореходных классов — уникального учебного заведения, готовившего штурманов дальнего плавания.

Именно здесь, на этой земле, начинался его путь в большую науку. Блестяще окончив училище в 1898 году, Седов получил звание штурмана дальнего плавания. Его карьера развивалась стремительно: он служил в Сибирской флотилии, руководил экспедицией у реки Колымы, исследовал Крестовую Губу на Новой Земле, где открыл и описал несколько новых географических объектов. За эти труды он был произведен в поручики, стал видным членом Русского географического общества и кавалером орденов Святой Анны и Святого Станислава.

Но главной целью его жизни стала Арктика. В 1912 году Седов выдвинул смелый план первой русской экспедиции к Северному полюсу на собачьих упряжках. Этот поход стал актом беспримерного мужества.. 5 марта 1914 года Георгий Яковлевич скончался у берегов острова Рудольфа. Он был похоронен там же, а его верные спутники, похоронив командира, смогли добраться до судна.

Его имя навсегда вписано в историю арктических исследований. На карте мира можно найти мыс Седова, ледник Седова, залив Седова и даже остров Седова. Неудивительно, что он стал одним из прототипов капитана Татаринова в знаменитом романе Вениамина Каверина «Два капитана» — символа мужества и несгибаемой воли.

Но почему мореходное училище появилось именно здесь, на Дону? К концу XIX века Ростов превратился в мощный речной и морской порт, «ворота Северного Кавказа». На берегах Дона одно за другим возникали крупные пароходства: «По Дону, Азовскому и Черному морям», «Волго-Донское», «Танаис». К 1913 году через порт проходило до 8% всего российского грузооборота! Им срочно требовались квалифицированные кадры — штурманы, капитаны, механики.

Мореходные классы, куда брали способных юношей со всей империи, стали настоящей кузницей этих кадров. Выходя из этих стен, они отправлялись покорять водные просторы на судах ростовских компаний.

Исторические мореходные классы, открытые в Ростове-на-Дону в 1876 году и положившие начало организованному морскому образованию на Дону, сегодня являются славным предшественником современного Ростовского-на-Дону морского колледжа имени Г.Я. Седова. Это преемственное учебное заведение сохраняет и приумножает богатые традиции подготовки квалифицированных кадров для российского флота, осуществляя обучение по программам среднего профессионального образования и готовя будущих судоводителей, механиков, электромехаников и других специалистов для работы в морской и речной отраслях.

Далее, по улице Седова при приближении к проспекту Чехова, на смотровой площадке, вас ждет встреча с самим Георгием Седовым — здесь в 1990 году установлен памятник отважному мореплавателю работы скульптора Анатолия Скнарина. Он смотрит на широкий Дон, туда, где начинаются морские пути, которые он так мечтал покорить.

И вот еще один удивительный факт: этот живописный склон, с которого открываются такие прекрасные виды, — не просто элемент рельефа. Это настоящий памятник древности, остатки культурного слоя Ростовского городища. Археологи доказали, что задолго до появления казачьих станиц и купеческих пароходов здесь, на этой высокой террасе, в VIII-VII веках до нашей эры жили меоты — древние земледельческие племена, освоившие эти берега еще в первом тысячелетии до нашей эры. Позже, в I-III веках нашей эры, здесь существовало греко-сарматское поселение, входившее в сферу влияния Боспорского царства.

Так что эта улица — настоящая машина времени. Всего за несколько шагов она соединяет эпохи: от древних меотов и античных торговцев к бурному развитию купеческого Ростова, от мечты простого рыбака до подвига национального героя. Это место, где история смотрит на нас с высоты птичьего полета и с постамента великого мореплавателя, напоминая о том, что даже самая смелая мечта родом из детства может изменить мир.