Автодороги стали реальной угрозой для популяций некоторых видов животных

Фото: Светлана Кольцова, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

Автомобильные дороги смертельно опасны для всех диких животных. Однако более 120 видов наземных млекопитающих в разных странах мира подвержены повышенному риску. Популяции некоторых из них при сохранении нынешних показателей дорожно-транспортных происшествий могут исчезнуть уже в ближайшие полвека. Наиболее уязвимыми видами в России являются бурый медведь и амурский тигр. Об этом говорит научное исследование, в котором приняли участие географы Московского государственного университета имени Ломоносова.

Учёные из России вместе с зарубежными коллегами в течение пяти лет анализировали влияние ДТП на популяции млекопитающих. В исследовании участвовал 71 вид животных, среди которых были виды, которым в настоящее время грозит исчезновение.

Выяснилось, что эффект "дополнительной смертности" на автодорогах оказался неодинаков для разных видов млекопитающих. В большей степени подвержены риску сокращения численности или вымирания те из них, кто не может компенсировать повышенные потери высокой плодовитостью или миграцией.

"Наши результаты показали, что для популяций с низкими темпами роста, например для гривистого волка и онциллы (тигровой кошки) в Бразилии, бурой гиены в Южной Африке и леопарда в Северной Индии, ДТП на автодорогах стали серьёзным фактором, влияющим на их численность и способным привести к полному исчезновению отдельных популяций в ближайшие десятилетия, если ситуация на дорогах не изменится. Мы разработали математическую модель с использованием видовых и популяционных характеристик животных, которая позволила оценить для 392 видов млекопитающих риск их гибели в результате ДТП", — отметила один из авторов исследования — кандидат географических наук, старший научный сотрудник кафедры биогеографии географического факультета МГУ Елена Королёва.

По её словам, особо уязвимыми оказались 124 вида — 32% всех исследованных. Среди них есть и два представителя российской фауны: бурый медведь и амурский тигр. Сейчас основными причинами дорожных происшествий являются пересечение автодорогами индивидуальных участков, суточных и сезонных путей перемещений животных.

podvezi_bratan-527212.jpg

Фото: Наталья Маврина, участник конкурса "Самая красивая страна"

Существующие планы расширения глобальной торговли, особенно в странах с развивающимися рынками, будут способствовать росту региональных и межконтинентальных транспортных потоков. В ближайшее время предполагается построить более 25 миллионов километров новых автомобильных дорог. Вполне вероятно, что многие из них пройдут по территориям с высоким биологическим разнообразием, по регионам с большим числом видов, которые находятся под угрозой исчезновения.

"Мы разработали инструмент для оценки риска исчезновения млекопитающих на основе сегодняшних уровней дорожно-транспортных происшествий и современной плотности автомобильных дорог. Эти данные могут обновляться по мере получения новых оценок ДТП для разных видов в тех или иных регионах мира. Наше исследование также показывает приоритетный рейтинг уязвимости животных к ДТП, который может дать новую информацию агентствам дорожной инфраструктуры, неправительственным организациям и органам государственного управления. Эти оценки вместе с данными о плотности и распределении видов помогут определить сегменты дорог, в том числе и планируемых, где программы мониторинга дорожно-транспортных происшествий необходимы в первую очередь для оценки риска и принятия необходимых мер", — подчеркнула руководитель исследования, научный сотрудник Центра экологических и морских исследований (CESAM) Лиссабонского университета Клара Грило.

Грило уверена, что подобные оценки и сделанные на их основании выводы позволят избежать вымирания или резкого сокращения численности животных в окружающих ландшафтах.

Научное исследование, опубликованное в престижном журнале Global Ecology and Biogeography, в очередной раз показало, насколько важно при планировании и расширении дорожной инфраструктуры проводить консультации с экологами и специалистами по охране живой природы. Только комплексная аналитика способна свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду.