Нижнетагильское отделение СOО РГО совместно со студентами и преподавателями факультета спорта и безопасности жизнедеятельности филиала РГППУ в городе Нижний Тагил совершили автопробег по маршруту Голый Камень – п. Елизаветинское. Данный маршрут имеет историческое название «Старый Висимский тракт».
Дорога была построена для сокращения времени доставки чугуна на Висимо-Уткинский завод. По приказу Никиты Демидова от Нижнетагильского завода до Висимо-Уткинского была прорублена прямая дорога протяжённостью 40 километров. Сейчас её также называют Демидовским трактом.
Сначала дорога носила название Компасной. Предания гласят, потому что маршрут был проложен по направлению стрелки компаса. Но вскоре от Висимо-Уткинского завода дорогу продлили до Усть-Уткинской пристани. В Усть-Утке дорогу стали именовать Пристанной. Это название на определенное время стало официальным. В середине XIX столетия дорогу стали называть Старо-компасной. По одной из версий, Демидовы начали прокладывать ещё одну дорогу, параллельно Компасной, но об этой дороге сведений нет. Возможно, работы были свёрнуты на раннем этапе.
Было у этой дороги и второе имя – «Демидовская гать». Местные жители объясняли это название тем, что весной и при обильных летнее-осенних осадках многочисленные лесные ручьи разливались, делая дорогу непригодной для передвижения обозов, и Демидовы распорядились застелить её лиственничными плахами.
Своё значение «Демидовский тракт» потерял после того, как в 1897 году до Висимо-Уткинского завода была проложена узкоколейная железная дорога и передельный чугун стал доставляться по ней. В начале XX века «тракт» ещё продолжал служить дублем узкоколейки. По нему двигались купеческие обозы, а крестьяне ездили в Тагил за покупками.
Старо-компасная дорога опустела с началом регулярного пассажирского движения на Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороге. Позднее по ней были проложены линии электропередач, телефонной и телеграфной связи.
В автопробеге принимали участие 3 экипажа:
«Синий» - пилот Сандаков В., штурман Черный А. и помощники Черная М., Куимова Т., Дровняшин П.
«Китай» - пилот Неймышев А., штурман Неймышева С. и помощники Душанина О. и Душанин А.
«Цветной» - пилот Рябинин Е., штурман Грезин А.А и помощники Рябинина К. и Грезина Е.
Текст и фото: руководитель НТМО СРО РГО Сандаков В.Е.