Член Отделения РГО в Республике Карелия Василий Писарев продолжает делиться фотографиями и впечатлениями о путешествии на яхте в высоких широтах. В этом году он принял участие в экспедиции к берегам Антарктиды, а сейчас шхуна находится в районе Гренландии.
Новая заметка Василия Писарева, судового повара шхуны «Эльдорадо», посвящена наблюдению за льдами Арктики и Антарктики. Приводим ее без изменений:
«В суровых объятиях полярных вод наша команда сталкивается с множеством вызовов, но ничто не сравнится с первобытным трепетом, который внушают льды – айсберги и паковый лед [многолетний дрейфующий полярный морской лёд]. В их монументальной красоте заключена завораживающая опасность. Прокладывая путь сквозь ледяные торосы к намеченной цели, невольно вспоминаешь имена тех, кто первым рискнул бросить вызов Арктике и Антарктике: Ли-Смит, Шеклтон, Нансен, Амундсен, Брусилов, Седов, Русанов, Беллинсгаузен, Лазарев и многие другие. Их подвиги увековечены в истории, а проложенные ими проливы и шхеры, глубины, тщательно измеренные и нанесенные на карты, веками облегчают путь современным мореплавателям, определяя безопасные маршруты в этих непредсказуемых водах.
Айсберги – воплощение величия и неземной красоты. На борту нашего судна неустанно делится своими знаниями гляциолог Андрей Смирнов. Его лекции о паковом льде, айсбергах и ледниках всегда вызывали живой интерес. Помню, как он с добродушным негодованием возражал на мои наивные сравнения льда в морозилке и ледникового льда. И хотя разница очевидна, его энтузиазм был заразителен.
Многие видели в фильмах, к чему может привести столкновение с айсбергом. Однако истинное величие айсберга скрыто под водой. Как известно, на поверхности видна лишь малая часть айсберга – от 10% до 20%, согласно различным исследованиям, например, данным Национального ледового центра США (U.S. National Ice Center). Это соотношение зависит от плотности льда, его возраста и содержания воздуха (USNIC). Опытные моряки с особой осторожностью обходят стороной айсберги, которые кажутся нестабильными. Следует помнить, что безопасных айсбергов не существует. Они непредсказуемы: могут переворачиваться, раскалываться, срываться с мели и начинать движение даже во время якорной стоянки. Вахтенный офицер всегда должен сохранять бдительность. После стольких лет, проведенных в полярных широтах, я научился доверять команде и кораблю.
Паковый лед не менее опасен. Нельзя недооценивать угрозу, исходящую от надвигающегося ледяного поля. Он обладает способностью сжимать судно, обрекая его на дрейф вместе с ним. Трагическая история экспедиции шхуны "Святая Анна" под командованием капитана Георгия Львовича Брусилова служит тому подтверждением. Согласно историческим данным, судно находилось в ледовом плену с 1912 по 1914 год (Визе, В.Ю. "Моря русских Арктики"). Дальнейшая судьба экспедиции остается неизвестной. Память об этих отважных людях служит постоянным напоминанием о том, что нас может ожидать при встрече с подобным льдом. В таких случаях мы поднимаем якорь и уходим на безопасное расстояние.
Арктика и Антарктика – места, которые не перестают удивлять. Я стремлюсь возвращаться сюда каждый год и каждый раз вижу их по-новому».
Фотогалерея
Фото Василия Писарева









