«Башкирская кругосветка» — за один мотопробег!

Андрей Викторов проехал по маршруту «Башкирской кругосветки» на мотоцикле, преодолев 2500 километров за 4 дня. За один мотопробег участник проекта посетил все шесть ключевых точек. О том, как это было — в его путевых заметках.

«Все гармонично сошлось в одной точке, в нужное время и, так сказать, в нужном месте: желание ехать, возможность ехать и уникальность  того, куда хочу ехать.  Уникальность и в названии тоже — «Башкирская кругосветка».

«Башкирская кругосветка» — это один из проектов  Башкирского отделения Русского географического общества. Прочитал на сайте РГО, изучил этот вопрос более подробно. Суть проекта в том, что нужно посетить самую северную, западную, южную и восточную точки Республики Башкортостан, а также её географический центр и уникальную «Точку 55» (единственное место на суше с координатами 55 градусов северной широты и 55 градусов восточной долготы). Все эти точки обозначены стелами в виде бело-голубых пограничных столбов. И тут я понял — это то, что надо. И хотя в условиях сказано, что точки можно посетить в разное, любое удобное время, но до 1 ноября, я решил проехать их все за один мотопробег. В итоге у меня вышло шесть точек за четыре дня, и 2500 км в копилку.

                День перед стартом. 2 августа. Сборы

Еду я на мотоцикле «Хонда NX 650 Доминатор» по прозвищу Корчагин из-за его ярко-красного окраса и стойкого характера; комсомолец, одним словом.  В меру комфортный, простой и неприхотливый мотоцикл: разбитый асфальт не замечает, уверенно идет по грейдеру, позволяет смотреть далеко за пределы асфальта, потому как эндуро, пусть и с приставкой «тур», но может многое…    Перед поездкой поменял масло, смазал цепь, установил ветровик со спойлером, который поднял комфортный крейсер до 120 км/ч.

Для багажа центральный кофр и боковые текстильные сумки. Спальник, палатка, туристический коврик и штатив для фотоаппарата — все это на пассажирской части седла поверх сумок. На полу в гараже разложил все то, что должен взять с собой, все то, что теперь придется рассовать по сумкам и кофру. Этим и занимаюсь весь вечер. Ничего забыть, ничего упустить нельзя, автономка полная, хоть и в переделах цивилизации, но все же… Продукты питания, посуда, бензиновая горелка, даже небольшой туристический столик  взял с собой, сменная одежда, обувь, карты, зарядники, фонарик, фотоаппарат,  конечно же, инструмент и шиномонтаж,  и много чего еще по мелочам.  Дело к полночи, оглядел навьюченный мотоцикл, выключил свет в гараже и пошёл спать, все самое интересное завтра.

                День первый. 3 августа. Восток.

                Город Баймак, райцентр одного из южных районов Республики Башкортостан. Отсюда, из своего родного города, я начинаю небольшое, но интересное путешествие.  9 утра, пасмурное, ветреное утро, но предвкушения дождя нет, значит его не будет, ну, я так думаю. Первые километры даются  как-то с натяжкой, что ли, пока привыкаешь к шуму ветра, шуму мотора, к особенности управления гружёным мотоциклом,  пока пятая точка принимает форму седла, мозг начинает впитывать и обрабатывать информацию, непривычную в повседневной жизни, но тоже вскоре к этому привыкает. Первая остановка возле города Верхнеуральск, решил зафиксировать привыкание организма к дорожному образу жизни,  остановился прямо на обочине, достал банку с кольцами ананасов эффектно вскрыл ее ножом, который всегда в ножнах на поясе, и перекусил ими здесь же у дороги. Сладкие ананасы, сочные, кусаю их, а сок тонкой струйкой  по подбородку вниз стекает и капает на асфальт, на ботинки…  Ну всё, теперь я мотобомж. 

                Проезжаю поселки Карагайский, Уйское, Кундравы,  вдали показались знакомые очертания гор, близ города Миасс, я же сворачиваю налево в сторону города Учалы. И вот, через пару километров, я почти у цели, конечно же я так думал на тот момент. В итоге слово «почти» растянулось на два с половиной часа поисков стелы, катания по полянам и небольшим лесочкам, изучение карты и просто лежания в тени, потому как небо стало ясным, и августовская жара проникла во все видимые и не видимые места моей дорожной жизни. Там, где не хватало невооруженного взгляда, я фотографировал, а потом приближал снимки и тщательно рассматривал их. Таким способом на одном из снимков я все же нашел его, столб с табличкой, обозначающий самую восточную точку республики Башкортостан.

Вообще, целью первого дня было две точки, восточная и географический центр, и ночевка где-нибудь на берегу реки Зилим, в живописном Гафурийском районе, но запоздалый выезд и долгие поиски востока внесли корректировку в планы. Но солнце пока еще высоко, и я двигаюсь дальше. Проезжая через город Учалы,  не мог не заехать к другу-байкеру, замечательному и интересному человеку, Деду Дракону. На полчаса чаю попить, пообщаться, оказывается это так здорово, и в дороге это так нужно.  Из города Учалы звоню Грому, президенту  Белорецкого мотоклуба «Стальные когти», интересуюсь, можно ли переночевать у них в клабхаузе. Гром сказал, что без проблем, что очень даже ждем. Спасибо, ребята!!! Еще через 100 километров я въезжаю в славный город Белорецк, и прямиком к ребятам в клабхауз. И вот, в завершение первого дня я у друзей, разговоры за баночкой пива, и такое сладкое  чувство удовлетворения, что крепкий сон обеспечен…

                День второй.  4 августа. Географический центр, Точка 55.

                Прекрасное солнечное утро. Хорошо выспавшись, мне не терпится поскорее отправиться в путь.  На завтрак гречневая каша, чай с пряниками со вкусом вчерашних воспоминаний и  предвкушения дороги; действительно, доброе утро. Поэтому не задерживаюсь, проверка уровня масла, смазка цепи, обычный ритуал, и я стартую. Красивейшая дорога Белорецк – Инзер — Архангельское. Если вдруг у вас на маршруте появится  возможность проехать по ней как альтернативе М5, очень рекомендую. Спуски, подъемы, речки вдоль дороги, «Тёщин язык», бесконечные леса на крутых склонах,  запах хвои, запах горных речек, красота и величие гор Южного Урала, такого, знаете, самого что ни на есть Южного, дальше на юг только степи. Я ездил этой дорогой много раз во все времена года, и не перестаю наслаждаться её красотой, разнообразием, контрастом. Вот и Архангельское, сворачиваю по указателю на Красный Зилим. Пустынная дорога, хороший асфальт, кругом хлебные поля, ухоженные, чистые, леса, перелески, и все это так гармонирует и питает положительными эмоциями, что остановившись на пару минут, я стою и любуюсь красотой, забывая  о том, что надо ехать… и  еду дальше. Не заметил, как доехал до деревни Зирик. В её окрестностях — стела, обозначающая географический центр республики. Ухоженная аккуратная деревня. Имея опыт вчерашнего дня, и что бы не плутать по полям, я в местном магазине спросил у продавца про стелу. И получив вполне исчерпывающий ответ,  уже через десять минут был у заветного бело-голубого столба, который расположен на краю леса, примерно в трех километрах от деревни. Вторая контрольная точка моего путешествия, географический центр республики Башкортостан.

Выезжаю обратно, до Архангельского. Проезжая деревню Зилим-Караново, увидел у дороги парк имени Мажита Гафури. Замечательное уютное местечко, в парке стоит беседка, скамейки и небольшой пруд, который питается пятью родниками со вкуснейшей прохладной водой. Из пруда вытекает даже не ручей, а небольшая речка. Все так красиво и со вкусом устроено. Несмотря на жаркий день, в  парке прохладно и очень уютно. Дело в том, что знаменитый башкирский поэт и писатель Мажит Гафури родом из этой деревни, Зилим-Караново.

И вот я снова на трассе, еду в сторону Уфы. Не доезжая до Уфы есть деревня под названием Сарсаз, куда мне обязательно надо заехать, да и дело к обеду, думаю что я даже успею к столу. Мой друг, Олег, в этой деревне купил участок и теперь строит для себя и своей семьи дом, ну как не заехать и не пожать его правый пиводержатель (в данный период его жизни «перфоратодержатель»), не повспоминать наши с ним мотоприключения… Приехал я прямо к обеденному столу.  Дружище, спасибо твоей маме за вкусный и сытный обед.

                Уфу объехал по объездной, встал на М7, и началась северная часть моего путешествия. Теперь мой путь лежит в деревню Нижне-Саитово Кушнаренковского района. Такое чувство, что на М7 километры стали длиннее, к тому же похолодало, небо затянуло тучами и боковой ветер намекал на перемену погоды. А километры все тянутся и тянутся. Время от времени останавливаюсь свериться с картой, понимаю, что еду верно, и на ближайшей развилке надо налево. Карта на бумаге, это вам не навигатор, это намного больше и интереснее, сразу большое пространство видишь в одном масштабе. Здесь, конечно, доверяешь информации, но и допускаешь сомнение, и сомнению этому тоже веришь, поэтому приходится информацию перепроверять, и как можно быстрее, иначе можно далеко и не туда уехать. Так и у меня на этот раз вышло, свернул на развилке, но что-то какое-то сомнение есть, а тут женщина у обочины стоит, я конечно же остановился уточнить. В итоге та развилка, что мне нужна, на пару километров дальше. Свернул с М7 в сторону деревни Нижне-Саитово. Единственный недостаток карты на бумаге —  это то, что она голосовые подсказки не передает на гарнитуру в шлеме, да и самой гарнитуры нет. Потому, путаясь в непривычных слуху названиях деревень, приходится часто останавливаться и общаться у обочины с картой. Асфальт кончился, дальше грейдер, еще немного, и я добрался до деревни. С ходу решил спросить у местных. В поле работают трактора, и один из них ждёт очереди на погрузку сена, к нему-то я и подъехал. Парень не сразу понял, что я от него хочу. Но когда я стелу назвал «ну там памятник», сразу оживился и указал за речку. Там, говорит, через мост проедешь и увидишь.

За деревней небольшой дощатый мост через речушку под названием Чермасан. За ней проселок раздваивается. Полагаясь на интуицию беру правее, дальше по более накатанному, раз, и вот она, точка 55, бело-голубая стела  с табличкой, а рядом дистанционный столб с указателями направлений до  городов, столиц стран участников ШОС-БРИКС.

Подъехали местные на «Жигулях», познакомились, пообщались, подняли настроение, удивились, что я специально приехал на  их уникальное место. Но дело к вечеру, а мне надо ехать дальше, пока светло, добраться как можно ближе к северной точке, это  Янаульский район, деревня Байсарово. Значит, еду на Янаул.

Снова вышел на М7, еду в сторону города Дюртюли. Насколько помню карту, перед городом нужный ,(ну, как я думаю), поворот направо, в сторону Бирска, а дальше на  Янаул. Так и делаю, проезжаю краем города, и вот шикарный по меркам турэндуро асфальт, опять замелькали поля, леса, деревни. Проезжая по одной деревушке, увидел как женщина загнала машину в гараж и закрывает ворота. Что то подсказало мне , что надо спросить дорогу.

— На Янаул правильно еду?

— Нет, мы в Янаул через Нефтекамск ездим. Езжай обратно, так лучше. А тебе зачем в Янаул?

— Деревня Байсарово нужна, самая северная точка.

— Ну так тем более, Янаул тебе не нужен. Нефтекамск тебе нужен .

Еду обратно. Ошибка это или приобретённый опыт, как посмотреть, но времени минут 40-50 было потеряно.  Янаул стал мне не обязателен на маршруте, я еду в Нефтекамск. Ветер все сильнее, сумерки все гуще, к тому же, заморосил дождь, и с ним желание ставить палатку для ночлега в лесу резко пропало. Захотелось душ и теплую сухую постель, баночку пива, и с каждым километром это желание все усиливалось, мотобомж, однако. Стемнело окончательно, дождь заливает визор, чтобы как-то видеть, приоткрываю его, и тут же холодные капли дождя иглами по щекам, по глазам, до дрожи во всем теле, до злости на всю эту погоду. Но потом понимаю, что как же здорово, что все так, ветер, дождь, ночь и дорога, ведь это и есть свобода, в своем разнообразии вкусов, ощущений, предвкушений, так что почему бы и не помокнуть немного…

Казалось, что это будет бесконечно, и я уже не надеялся сегодня уснуть в сухой теплой постели, как вдруг показались огни АЗС, запахло городом. Девушка-кассир объяснила, как проехать до мотеля. И уже через 20 минут я один в пятиместном номере за 400 рублей койко-место. Душ, пиво, спать.

Комната без окон и под самой крышей. Засыпал я под шум дождя, такой уютный, успокаивающий, но то, что было потом, трудно описать, мне казалось, что это во сне. Грохот стоял такой, как будто на крышу гостиницы, где я ночевал, вылился весь мировой океан, и почему-то представлялась картина Айвазовского «Девятый вал», и что все грузовики, которые стояли во дворе смыло в море, и мой мотоцикл тоже.

День третий. 5 августа. Север , Запад.

                Утро просто прекрасное, отдохнувший довольный спустился вниз. 

—  Доброе утро.

—  Доброе.

—  А что , ночью дождь был?

На что администратор ответила, что такого дождя она отродясь не видела, и что это был настоящий шторм и всемирный потоп.

                И так, то, что в Янаул я всё-таки на попал, это очень даже правильно. Деревня Байсарово, куда мне сегодня надо, здесь рядом, ну по меркам Башкирского севера и по меркам  меня, мотобомжа. Утро действительно прекрасное — чистое небо, ветра нет, тепло. Я не знаю, что мотоциклу досталось этой дождливой ночью, но завелся он прекрасно.

Позавтракав, как обычно, смазав цепь, выезжаю в сторону поселка Амзя. После поселка мост через живописную реку Буй. Решил, что здесь буду обедать, потому как до северной контрольной точки одна дорога, и возвращаться я буду тоже по ней, через этот же поселок, и так же решил,  что до обеда я управлюсь. Тем более отличный, опять же по меркам эндуро, асфальт, я лечу в прекрасном настроении, но не долго. Асфальт резко обрывается и начинается бетонка, да-да, обычная одноколейная бетонка, скорее всего, еще со времен СССР. Скорость упала до минимума, первая передача, вторая, ногами то и дело помогаю удержать равновесие. Стыки бетонных плит пугают торчащей арматурой, приходится часто останавливаться, чтобы остудить двигатель, остыть самому, и жаль, не получается сфотографировать всю прелесть этого экстрима, потому как остановки на более-менее ровных участках. Вместо земли, привычной моему глазу, здесь сплошной песок, травы мало, или, точнее, трава, похожая мох, и сплошной лес. Благо, тень, не жарко, за вершинами чувствуется, как начинает жарить солнце. В воздухе очень влажно. Проехал то всего километров двадцать, а удаленность цивилизации чувствуется на все пятьсот. На одной из таких остановок слышу шум мотора, о, люди! Спрошу дорогу, еду до шума, оказалось — нефтяная скважина, качает нефть. И так весь путь на башкирский север, кроме нефтянки, никаких признаков цивилизации  не попадалось.

Долго ли коротко ли, но добрался так до перекрестка, даже с указателем , в какой стороне Уфа.

Ну а от перекрестка совсем рядом, еще минут 20 ковыляния по разбитой бетонке, и я у цели. Четвертая контрольная точка моего путешествия, самая северная точка Республики Башкортостан.

Башкирский север прекрасен. Я здесь впервые, и уже хочу приехать сюда еще раз. Так же проехать разбитой бетонкой, подышать этим сладким воздухом с привкусом сосны, папоротника и мха, впитать энергетику тайги башкирского севера, насладиться чистотой и величием природы.

Время обеда, но я всё-таки решил доехать до поселка Амзя, а там уже и пообедать. Думаю, что в предвкушении обеда 37 км по разбитой бетонке дадутся  легче  и быстрее. Стараюсь ехать без остановки, хоть дорога уже привычна, но бдительность не теряю — здесь, вдали от людей, надежда только на себя, потому еду хоть и скоро, но аккуратно.

Река Буй возле поселка Амзя, замечательное уютное место чтобы передохнуть и пообедать. Местные здесь отдыхают, устраивают пикники, ребятишки купаются, ну а я разжег свой примус и варю себе супчик. 

Понимаю, что проделал большую и серьёзную работу, да к тому же управился до обеда. До северной точки самый трудный и экстремальный путь из всего путешествия. Разбитая бетонка, торчащая из плит арматура, лужи и мокрый песок, отсутствие людей и связи порой порождали сомнения, правильно ли я еду. Но все это добавило колорита и сочности в мотопробег. И сейчас, сидя на берегу реки, похлебывая вкусный дорожный супчик, попивая чай, я с легким прищуром в глазах и ухмылкой на лице, с такой, знаете, как у киношных ковбоев-романтиков, смотрю вдаль, где за горизонтом меня ждут новые впечатления, знакомства и разнообразие вкусов дорожной жизни. И поэтому, как бы ни хорошо было здесь, в тени, у речки, сидеть и наслаждаться этим прекрасным днем, я сворачиваю свой бивак и трогаюсь в путь, ведь в дороге день будет еще прекрасней!!!

Север позади, я еду на запад. Планирую доехать до города Дюртюли и дальше на Бакалы. Но когда я остановился на выезде из города Нефтекамск, купить водички в дорогу, ко мне подошел парень, и как выяснилось, он тоже катает на мотоцикле. Разговорились, и когда он узнал, куда мне надо, посоветовал не делать крюк через Дюртюли, а ехать через паром, который здесь недалеко. Совет его мне здорово помог, жаль, не запомнил имя этого парня, но если он читает это, то конечно же узнает себя. Спасибо, друг!!!

И вот я на пароме через реку Агидель. Пусть даже и не намного пришлось срезать путь, но разбавить таким вот образом свое путешествие было здорово. К тому же, впервые в жизни пришлось воспользоваться паромной переправой. Что, конечно, добавляет впечатлений в и без того насыщенный день.

Республика Татарстан, поселок Актаныш. Остановился на пару минут, достал инструмент, чтобы подтянуть зеркало, и тут подъезжает парень на мотоцикле: «Помощь нужна?».  Говорю ему, что все в порядке. И когда он разузнал, куда я еду, объяснил мне нужное направление, что, опять же, позволило мне сократить путь.

Постоянно убеждаюсь, что лучший навигатор — это люди, местные тебе покажут и короткий, и легкий, и интересный маршрут, к тому же ты знакомишься, общаешься, меняешься информацией, энергетикой, в этом и ценность общения. Может я старомоден, но навигатор… это скучно.

И вновь потянулись километры, деревни, поля, леса. Август, время созревания урожая на полях. Тут и хлеб, и кукуруза, подсолнечник и картофель.  Как же, всё-таки, радует глаз это, как же, всё-таки,  прекрасна наша земля.

Проезжаю райцентр Бакалы, без труда нахожу дорогу на деревню Нагайбаково. Вскоре асфальт сменился грейдером, я еду в стойке, оставляя за собой клубы пыли в лучах вечернего солнца. А кругом бескрайние  поля, и у каждого поля свой запах. Запах хлеба  вперемешку с запахом пыли, такой, знаете, вкус детства. Я даже остановился, что бы надышаться этим воздухом.

В деревне Нагайбаково переезжаю речку Ик по старому деревянному мосту в сторону деревни Ивановка, ну это мне так карта показала. На самом же деле, Ивановки-то уже и нет. Как стелу-то искать, у кого спрашивать? Где-то здесь она, в окрестностях Ивановки. И вот смотрю, один дом у дороги, вроде как жилой, собака лает, куры бегают во дворе, гуси гогочут. Подъехал, посигналил. Вышла пожилая женщина.

— А где деревня-то?

— А всё, нет деревни, давно уже.

— У вас тут стела где-то есть, самая западная точка

— Вон там, на краю поля, туда проселок ведет, не ошибёшься, я сама там три раза была…

— Спасибо большое!!!

По проселку вдоль хлебного поля, до самого края,  и вот она, пятая точка моего путешествия, самая западная точка Башкортостана. Бело-голубой столб на краю поля, на меже, за межой опять бескрайнее хлебное поле, а это уже татарский хлеб.

Время восемь часов вечера, и я, пока светло, продолжаю свой путь. Еду в сторону города Туймазы, а это  порядка 90 километров. Примерно  в половине десятого добрался до него. Похолодало, остановился, надел куртку. Сумерки, пора задуматься о ночлеге. Решил, что встану на М5 в сторону Уфы, а там что-нибудь подвернется. Первые две ночевки в комфортных условиях  ну никак не намекали на ночевку в палатке в третью ночь, к тому же сегодня необходимо как можно больше проехать в сторону «Юга», потому как завтра день финиша, до которого, по подсчетам Гугл-карты, примерно 850 км. 

Стемнело окончательно, М5 загружена в меру, еду со скоростью потока практически не обгоняя никого. Усталость дает о себе знать, мысль только одна — найти мотель. Я уже сбился считать километры, часы и минуты, уже притупилось чувство голода и жажды, как вдруг я увидел огни мотеля. Но у них только пятиместный номер за 2700 рублей. Я говорю, что обещаю не спать сразу на пяти кроватях, и что мне только до шести утра. Но администратор стойко стоит на своем, какой, всё-таки, ответственный сотрудник у них. Еду дальше. Километров через 30, когда на часах было уже за полночь, нашел-таки ночлег, 1000 рублей койко-место и душ. На душ сил уже не было, но я все же сходил, оплачено же, к тому же целая тыща!!!

День Четвертый. Юг. Дорога домой

Проснулся в шесть утра. Чистое безоблачное небо предвещает прекрасный солнечный день. Позавтракать решил, где-нибудь по дороге. Умылся, оделся, выкатил мотоцикл со двора мотеля, чтобы не будить постояльцев, завёл, прогрел и тронулся в путь. Через пару километров свернул на проселок, ведущий в небольшой лесок. Покушал я основательно, сварил супчику на примусе, сделал себе большой бутерброд с паштетом, попил  чаю с пряниками. Плотный завтрак помогает экономить время, потому как весь день можно обходится легкими перекусами. Ну, кому как, конечно.

Я вновь на М5. Ближе к Уфе поток машин плотнее, чувствуется дыхание большого города. Сворачиваю на юг, на трассу Уфа – Оренбург. Ближе к Стерлитамаку начался сильный боковой ветер. Солнце, жара и сильный ветер, все это, конечно, утомляет, но стараюсь и в этом найти позитив, как два дня назад под Нефтекамском находил позитив в холодном дожде с ветром, так же вот и сейчас. В таком темпе, борясь с сильным боковым ветром, добрался до города Кумертау, заехал к другу Сергею, как раз к обеду, не знаю как у меня это получается, но приехал вовремя.  Лариса, супруга Сергея, накормила вкусным обедом, после которого захотелось прилечь в тенёчке, в шезлонге, закурить сигару, и неспешно вести беседу, потягивая какой-нибудь недорогой индийский  ром, но дорога зовёт, и зов её сильнее всех соблазнов. Смазали с Сергеем на мотоцикле цепь, небольшое техобслуживание, и в путь. А ветер, кажется, стал еще сильнее, наверное, сказывается близость оренбургских степей. Захватил-таки немного Оренбургскую область, проезжаю поселок Тюльган, а дальше Зианчуринский район, один из южных районов республики Башкортостан.

После деревни Тазларово нужный мне поворот на город Кувандык. Дороги здесь уже знакомые, приходилось проезжать здесь, и не раз. Дорога домой… Всё же, это такое прекрасное чувство, особенное, теплое. Сильный ветер, который сопровождает меня сегодня практически весь день, из назойливого вредного мальчугана превратился в попутчика, с которым не скучно, к которому настолько привык и смирился с его характером, что, наверное, даже любишь его просто за то, что он есть, за то, что он с тобой делит все радости и трудности твоего пути. И даже забываю про то, что он и является частью этих трудностей, но без него уже дальше неинтересно, скучно, одиноко. Ветер, олицетворение свободы, ведь он может обнять весь этот огромный прекрасный мир, и я так рад, что у меня сегодня такой замечательный спутник. Вымотал меня, конечно, изрядно, но я ему рад, и уже почти не злюсь на него…

Еду, практически не глядя на карту. Дорога прекрасная, ориентироваться легко. Невысокие лысые горы до горизонта, на некоторых из них шапки леса, небольшие речки и лесочки вдоль их берегов. Такой, знаете, особенный  контраст пейзажа Южного Урала, самого что ни на есть Южного, южнее уже степи Оренбуржья и Казахстана.  Асфальт сменяется грейдером, мотоцикл становится тяжелее держать; или это накопившаяся усталость за эти дни, или мой верный спутник, боковой ветер, но скорость упала ощутимо. Я снова въехал в Оренбургскую область, скоро поворот на деревню Кужанак. Здесь мне уже приходилось бывать, именно здесь, на самой южной точке республики Башкортостан. В далеком 2013 году я со своим другом Олегом (у которого кстати обедал два дня назад), приезжал сюда в рамках мотопробега «Юг, импровизация». Пробег был ориентирован именно на самую южную точку республики. Так что здесь мне всё знакомо, и это даже еще интересней. Бело-голубого столба от РГО тогда еще не было, но мы уже здесь были.

Вот и знакомый поворот, знакомая дорога, я еду, уставший и довольный. Четвертый день, шесть часов вечера, шестая контрольная точка моего мотопробега, самая южная точка республики. Я даже не могу передать эмоции, которые переполняют меня, которые вперемешку с усталостью, с легким привкусом досады оттого, что все так быстро заканчивается, и с южным уральским ветром заполнили, наверное,  все видимое пространство, и даже намного больше. Шестая, последняя точка моего пробега. Уже можно сказать, что задача выполнена. Чувство глубокого удовлетворения сменяется тоской, как это ни странно, но вроде бы всё уже позади — пройденные километры, города, деревни, люди, ещё свежи воспоминания прожитых  мото-дней, еще достаточно сил и желаний ехать дальше на многие тысячи верст, и Корчагин весь в боевом настрое. Но я даже улыбнулся от мысли, которая называется «Завтра на работу», и поэтому еду домой.

До дома осталось порядка 200 км, и я, почему-то, подумал, что доберусь засветло. И снова Оренбургская область, въезжаю в город Кувандык, тут главное—  найти нужный выезд, потому как есть два пути до дома, 200 и 250 км. Вновь альтернатива навигатору карта, которая мне не совсем ясно показала, что да как. Подъехал к таксистам. Ну вот кто еще так точно и вразумительно все расскажет про дорогу и не только, конечно же, таксисты, спасибо вам, ребята! И снова асфальт сменился грейдером, но грейдер довольно-таки комфортный, ехать в удовольствие, к тому же, мой сегодняшний верный спутник утих или отправился южнее, в степные просторы. Ну а мне на север, домой.

Сегодня 6 августа, у моей мамы день рождения, и мне обязательно нужно успеть приехать, чтобы поздравить. Эх, еще бы с букетом цветов, как было б здорово. Лето 2020 года было засушливым в наших краях, и я даже не надеялся найти цветов в этих выжженных солнцем полях. Как вдруг вижу —оазис у дороги, сочная зеленая трава и цветы. Сегодня отличный день, я еду домой с букетом!

Солнце к закату, похолодало. Остановился, надел куртку. Бесконечный грейдер средь бесконечных хлебных полей. В сумерках въезжаю в село Акъяр, от него до дома стольник. На заправке, как обычно, полный бак. Достал из кофра булочку, съел её тут же, запив лимонадом. Дальше отличный, конечно же  по меркам турэндуро,  асфальт. Мелькает разметка в свете фар, умиротворённость на душе, усталость в теле. Я мыслями уже дома. И вот время примерно 22:30,  стемнело, меня встречают огни моей маленькой родины, я остановился, чтобы вкусить этот момент, окунуться в её  объятья,  вдохнуть этот запах. Здравствуй!!! Спасибо за теплую встречу!!!! Я дома.

Итог 

За четыре дня пройдено 2500 км, а если точно по одометру, то 2505 км. Палатку, спальник так  ни разу и не отвязал от мотоцикла.  Действительно, кругосветка! Я побывал на четырех сторонах света родной республики,  в разных климатических, экономических зонах, вымок под дождем и прожарился под солнцем. Какая, всё-таки, колоритная, сочная, интересная и разнообразная наша красавица Башкирия.

 Большое спасибо Башкирскому отделению «Русского географического общества»  и лично Почётному председателю отделения Зиганшину Камилю Фарухшиновичу за отличную идею, маршрут очень интересный, надо пройти им еще раз!!!!!»

Андрей Викторов