Башкирский этап академической экспедиции Петра Симона Палласа: маршрут 1770 года (сентябрь)

Выехав 8 июня из границ Салаватского района Башкирии, Паллас путешествовал по территории Южного, Среднего и Северного Урала (в пределах Челябинской и Свердловской областей), в конце августа прибыл в Челябинскую крепость [Сытин, 2014]. Вскоре он отправился в радиальный маршрут по Зауралью – на юг до Троицкой крепости, потом в западном направлении к Карагайской крепости. 5 сентября 1770 г., повернув на север, путешественник пересек нынешнюю границу Башкортостана и вступил в самый восточный район республики –Учалинский (табл., карта).

Таблица

Маршрут и график движения П.С. Палласа по Башкирии

(Учалинский район РБ) в сентябре 1770 года

Дата по старому стилю

Географический пункт

Дата по новому стилю

По Палласу [1786, 2/1]

Современное название

28.V—

25.VIII.

1770

По территории Челябинской области (через Троицкий-Саткинский завод – г. Сатка, Златоустовский завод – г. Златоуст, Челябинскую крепость – г. Челябинск), по Свердловской области, затем вновь по Челябинской области (Челябинская крепость, Троицкая крепость – г. Троицк, Карагайская крепость – пос. Карагайский Верхнеуральского района)

8.VI-5.IX.

1770

Учалинский район

25.VIII.1770

Окто Карагайские лесные холмы Карагайский (в северной части Ахуновский) бор

5.IX.1770

25.VIII

Ериклы, ручей Ереклы, ручей

5.IX

25.VIII

Ишали (Ачулы), оз. Большое Учалы, оз.

5.IX

25.VIII

Каргали, оз. Карагайлы, оз.

5.IX

25.VIII

Ачулы, д. Учалы, с.

5.IX

26.VIII

Ургун, оз. Ургун, оз.

6.IX

26.VIII

Ургун Аул, д. Ургуново (Мулдашево), с.

6.IX

26.VIII

Чиплекултау, оз. Чубтэкуль (Чуплекуль), оз.

6.IX

26.VIII

Калтерма, ручей Колтырма, ручей

6.IX

26.VIII

Калтерма-Башен Карагас-Тибе, холм Возможно, гора Карагазтау

6.IX

26.VIII

Майлеюрт, гора Майдыюрт, гора

6.IX

26.VIII

Ургун Аул, д. Ургуново (Мулдашево), с.

6.IX

26.VIII

Калкан (Калкан Аул), д. Калканово, д.

6.IX

27.VIII

Калкан тау, гора Калкан, гора

7.IX

27.VIII

Яик, р. Урал, р.

7.IX

27.VIII

Акбулат-Аул, д. Рысаево, с. (бывш. д. Акбулатово)

7.IX

27.VIII

Крентик-Аул, д. и гора Мансурово, д. (бывш. д. Ирендык) у хр. Ирендык (Северный Ирендык)

7.IX

27.VIII

Туляк, зимняя деревня Бывш. д. Туляково в урочище Туляково

7.IX

27.VIII

Икедавлет, гора Игэдавлят, гора

7.IX

27.VIII

Шартым, ручей Шартымка, р.

7.IX

VIII-IX. 1770

По территории Челябинской области до г. Челябинска (первые пункты после Башкирии – д. Мугамед-Аул и Уйская крепость, ныне с. Уйское Уйского района)

IX.1770

ris02_marshrut_pallasa_po_bashkirii_2.jpg


Маршрут Петра Симона Палласа по Башкирии в 1769, 1770 и 1773 годах (пунктиром схематично показан маршрут по соседним регионам).Составил В.П. Путенихин

 

На въезде в Башкирию (и перед тем) Паллас двигался по окраине Карагайского соснового бора. Основная часть лесного массива лежит на территории Верхнеуральского района Челябинской области (и имеет здесь статус заказника), северная часть располагается в Учалинском районе Башкирии, где бор называют Ахуновским (по наименованию близлежащего селения Ахуново). Карагайский бор исследователь охарактеризовал как «цепь высоких лесом устланных холмов, … [которые] разделяют впадающие ручьи в Яик от льющихся в Тобол» [Паллас, 1786, с. 405].

ris03_uchalinskiy_rayon_ahunovo.jpg


Ахуновский степной бор – северная часть Карагайского бора (Учалинский район РБ). Фото В.П. Путенихина

Интересно, что по пути в Карагайскую крепость Паллас упоминает еще один «остров» в степи, в котором «есть множество древних могил, рассеянных в сосновом бору» [с. 405]. Он имеет в виду расположенный по соседству живописный Уйский бор, который западной своей частью также заходит в пределы Учалинского района (основная часть бора располагается в Уйском районе Челябинской области и имеет здесь статус государственного заказника). Действительно, в Карагайском и Уйском борах, а также в их окрестностях обнаружено много древних стоянок, захоронений, «чудских копей», каменных дольменов и менгиров. Близ уже упомянутого села Ахуново, лежащего между двумя степными борами, не так давно открыт древний мегалитический памятник – так называемые «Ахуновские менгиры», или «Башкирский Стоунхендж», служивший, как предполагается, астрономической обсерваторией примерно 4 тысячи лет тому назад. Самого селения в 1770 году еще не существовало, но Паллас, вероятно, проехал совсем рядом с этим местом, поскольку по ходу движения указывает ручей Ериклы, близ которого нынешнее село Ахуново и находится.

Далее, двигаясь на северо-запад, путешественник пересек ручей Игендик салга, оказался между двумя озерами – Ишали (Ачулы) и Каргали (понятно, что это озера Большое Учалы и Карагайлы) и вскоре прибыл в «деревню Ачулы, оселенную по берегам реки такого же имени» (нынешнее село Учалы). По рассказам местных жителей Паллас сообщает, что весной два озера соединяются между собой, причем «озеро Ишали свой исток в Яик [Урал] имеет» [с. 407].

В озере Ачулы в изобилии встречаются щуки, лещи, караси, чебаки (язи) и прочие рыбы, на окрестных горах «множество водится орлов, беркутов и других хищных птиц; … в зверях к охоте принадлежащих здесь также недостатку нет» [с. 408]. Паллас особо называет «малого рода» зайцев (вероятно, зайцев-русаков) и чокушек, которые «кричат по вечерам беспрестанно» (возможно, речь идет о большом суслике). Жители «сей благословенной и плодоносной страны упражняются … в хлебопашестве и скотоводстве» [с. 408]. Ученый характеризует также рельеф местности, обращает внимание на «лысую» гору Какбаш (на западном берегу озера Большое Учалы); вдалеке же его взору открываются гораздо более высокие вершины: на северо-западе Шавмала (возможно, хребет Аваляк) и Ирямен-тау (Иремель), «в Башкирии наивысочайшей почитаемая», на северо-востоке – «высокий холм» Илякля (возможно, одна из сопок перед селом Ильчино с отметками высот 506-566 метров над уровнем моря).

На следующий день (6 сентября) Паллас отправился осматривать окрестности озера Ургун. Дав описание озера, имеющего «очень красивое местоположение между гор, большей частью лиственничником устланных» [с. 409], и изобилующего рыбой, он указывает на наличие в здешних окрестностях яшмовых и роговых жил, рогочерепичника (под роговыми жилами и/или рогочерепичником, возможно, подразумевается совокупность минералов, известная в настоящее время как «роговая обманка»). На одном из трех островов озера Ургун, согласно Палласу, имеются залежи белой глины, пригодной для производства фарфора.

ris04_uchalinskiy_rayon_urgun.jpg


Озеро Ургун и почтенная лиственница на берегу (Учалинский район РБ). Фото В.П. Путенихина

Отсюда исследователь поехал на север «гористым лиственничным лесом», миновал окруженное болотом озеро Чиплекултау, пересек ручей Калтерма, «в Уй впадающий», и на близлежащем холме посетил рудник, где в шахте разрабатывалась «руда из крепкого железняка с проросью яри» (вероятно, с прожилками яри-медянки, использующейся для получения зеленой краски). По мнению ученого, здесь обнаруживаются признаки медной руды и магнитного железняка. Добравшись до поросшего лиственничным лесом холма Калтерма-Башен Карагас-тибе, он побывал еще на двух рудниках (где руда представляла собой блестящий мягкий железняк, части которого «сильно магнитом притягиваются», тучный железняк, скудную ярь, жирнокожистые жилы). Рудники эти, по сообщению исследователя, принадлежали Косотурскому (Златоустовскому) и Твердышевскому (Белорецкому) заводам [Гудков, Гудкова, 1985].

ris05_uchalinskiy_rayon_urgunskiy_bor_rudnik_2.jpg


Заброшенная горная выработка (Учалинский район РБ). Фото В.П. Путенихина

Далее, повернув на запад, Паллас посетил «ровную и голую» гору Майлеюрт, где «сребросодержащая и тучная медью руда ломается», то есть добывается. Здесь же на склонах горы «выламывали … лосковую лазурь прекрасного вида», в составе которой Паллас обнаружил «твердое стекло» и «рогоподобную зелень». Под «лазурью» следует, видимо, понимать медную лазурь – минерал азурит, применяемый для изготовления синей краски. По итогам посещения рудников, ученый сообщает, что «не только сия часть, но и вся над Яиком и Уем идущая гора заслуживает уважения и исследования в надежде, что … могли б во многих местах открыть изрядные среброводной руды признаки» [с. 411-412]. В качестве подтверждения своих слов он указывает на недавние находки серебряной руды, сделанные «сведущими в горном искусстве [людьми] … верст пятьдесят вниз по Яику» над ручьями Табалгаш и Мазарсилга (речки Табылгашты и Мазара) неподалеку от деревни Кассим-аул (вероятно, в окрестностях нынешнего села Миндяк).

В этих местах – в окрестностях Ургуна и севернее – Паллас ехал «прекрасными в травах изобилующими урочищами», где в «полном цвете» встречались ему лесная грудная трава (скабиоза бледно-желтая), горный прикрыт (возможно, борец дубравный), Савина стрела (вероятно, кровохлебка лекарственная), тысячелистник, серполиственная боярская спесь (возможно, володушка многожилковая). Он обращает также внимание на луговые и степные угодья, весьма «выгодные» для скотоводства.

ris06_pallas_za_rabotoy.jpg


Паллас за работой. Рисунок художника Хр. Гейслера [Боркин, Сытин, 2015]

Сделав круг, Паллас возвратился в «Ургунские юрты» и осмотрел рудник на западной стороне озера Ургун, где «найдены большие куски самородной меди», а также «зерна меди» в составе твердого магнитного железняка. Следующий пункт на пути следования – деревня Калкан-аул, названная так по имени «лежащей над Яиком высокой горы Калкан-тау». Здесь Паллас посетил каменоломню, в которой добывали зеленую яшму. К сожалению, обострившаяся болезнь глаз не позволила Палласу более детально обследовать яшмовое месторождение. Правда, несколько позднее [с. 414] он перечисляет и другие расцветки яшм, встречающиеся «вверху над Яиком и Уем» (подразумевая, видимо, и район горы Калкан): серополосатые, «испещренные» красными, зелеными цветами. Нелишне отметить, что разновидности калканской яшмы считаются одними из красивейших на Южном Урале; на протяжении XVIII—XX веков они широко использовались в камнерезном деле [Муталов, 1996].

ris07_uchalinskiy_rayon_kalkan.jpg


Яшмовые глыбы у подножия горы Калкан на берегу одноименного озера (Ургунский бор, Учалинский район РБ). Фото В.П. Путенихина

Маршрут Палласа от озера Ургун до горы Калкан проходил по Ургунскому сосново-лиственничному бору, значительная часть которого в настоящее время является комплексным памятником природы Республики Башкортостан («Озеро Ургун и Ургунский бор»). Исследования Петра Симона Палласа [1786], а также Ивана Ивановича Лепехина [1802], посетившего данную местность двумя месяцами ранее (в июле 1770 года), и Иоганна Георга Гмелина [Gmelin, 1752], побывавшего здесь летом 1742 года, – первые научные описания данной ООПТ и северной части Башкирского Зауралья в целом.

Завершив 7 сентября 1770 года наблюдения на Калкан-горе, Паллас поспешил обратно в Челябинскую крепость. Маршрут сначала шел вверх по Яику, «уподобляющемуся небольшому ручью». Здесь он упоминает реку Белую (исток которой находится неподалеку) и во второй раз – «высокую гору Ирямелл» (горный массив Иремель). За деревней Акбулат-аул (ныне село Рысаево) [Асфандияров, 2009] путешественник повернул к востоку, проехал степными местами через деревушку Крентик-аул, лежащую под одноименной горой (у подножия хребта Ирендык), затем зимнюю башкирскую деревню Туляк, оставил слева гору Икедавлет, переехал «быстрый ручей» Шартым и покинул пределы современной территории Башкирии. На этом отрезке (на стыке Башкирии и Челябинской области) он отметил выходы красной яшмы.

ris08_uchalinskiy_rayon_muynak.jpg


Степной ландшафт в Башкирском Зауралье (Учалинский район РБ). Фото В.П. Путенихина

Важным практическим результатом ознакомления Палласа с учалинскими яшмами стала его рекомендация добывать высококачественную яшму для художественных работ, используя «глубокие кóпани», поскольку поверхностно «ломаемая» яшма при гранении растрескивается. Ученый высказал также гипотезу о причинах «худого свойства» яшм из поверхностных залежей: «степные пожары, сильное действие солнечного зноя и дождя» [с. 414].

Проследовав через Уйскую крепость (см. табл.), Паллас 9 сентября прибыл в Челябинскую крепость. Здесь он оставался до декабря-месяца, совершая экскурсии по ближним и дальним окрестностям. Зимой 1770-1771 года (в декабре-январе) ученый съездил в Тобольск, Тюмень и Екатеринбург, с января по апрель зимовал в Челябинске и в апреле 1771 года отправился в путешествие по Сибири, которое продлилось ровно 2 года [Сытин, 2014].

 

Список литературы

 

Асфандияров, А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий / А.З. Асфандияров. Уфа: Китап, 2009. 744 с.

Боркин, Л.Я. Экспедиция в Западный Казахстан в 2012 году: по маршрутам П.С. Палласа (1769-1793) / Л.Я. Боркин, А.К. Сытин // Природа Западного Казахстана и Петр Симон Паллас (полевые исследования 2012 года). СПб.: Европейский Дом, 2015. С. 19-32.

Гудков, Г.Ф. Из истории южноуральских горных заводов XVIII-XIX веков / Г.Ф. Гудков, З.И. Гудкова. Уфа: Башкир. книж. изд-во, 1985. Часть I. 424 с.

Лепехин, И.И. Продолжение дневных записок путешествия академика и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 году / И.В. Лепехин. СПб.: Имп. Акад. наук, 1802. 338 с.

Муталов, М.Г. Правда и легенды о камнях края башкирского / М.Г. Муталов. Уфа: Китап, 1996. 160 с.

Паллас, П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. Часть 2. Кн. 1. Физическое путешествие по разным провинциям Российской Империи, бывшее в 1770 г. / П.С. Паллас / Пер. с нем. Ф.О. Туманского. СПб.: Имп. Академия наук, 1786. 3, 476 с.

Сытин, А.К. Ботаник Петр Симон Паллас / А.К. Сытин. М.: Тов-во науч. изданий КМК, 2014. 456 с.

Gmelin, J.G. Reise durch Sibirien von dem Jahre 1740 bis 1743 / J.G. Gmelin. Göttingen: Verlegts Abram Vandenhoecks seel. Wittwe, 1752. Bd. 4. 692 s.