Башкирский этап академической экспедиции Петра Симона Палласа: маршрут 1773 года

В феврале 1773 года Петр Симон Паллас вернулся на Южный Урал (в Челябинск) после своего двухлетнего путешествия по Сибири [Сытин, 2014]. В начале марта он вновь отправился в дорогу. Путь лежал на северо-запад через Кыштымский завод к реке Уфе, огибал с севера Уфимское плато (по территории Свердловской области и Пермского края) и подходил к северной границе Башкирии в районе Аскинского района (табл., карта).

Таблица

Маршрут и график движения П.С. Палласа по территории

Башкирии в 1773 году

Дата по

Географический пункт

Дата по

старому стилю

По Палласу [1788]

Современное название

новому стилю

II.1773 Возвращение из Сибири

II.1773

III.1773

По Челябинской обл. (Челябинская креп. – г. Челябинск, Кыштымский завод – г. Кыштым, Сорокинская пристань – с. Шемаха Нязепетровского р-на), Свердловской обл., Пермскому краю (последние пункты перед Башкирией: Енапай-аул, ныне с. Енапаево, и р. Атер – оба в Октябрьском гор. округе Пермского края)

III.1773

Аскинский район

9.III.1973

Слияние р. Атер с р. Туй (Тио), близ оз. Тю (Тио) Устье р. Атер на р. Тюй близ оз. Тюйно (на границе Октябрьского гор. округа Пермского края и Аскинского р-на РБ)

20.III.1973

9.III

Бурма, д. и Бурма, р. Бывш. д. Старая Бурма в устье р. Бурминка (южнее с. Новая Бурма)

20.III

10.III

Кигаст-Аул, д. на р. Кигази Кигазы, с. на р. Кигазы

21.III

Балтачевский район

10.III

Тошкор-Аул, д. на р. Тошкор Тошкурово, д. на р. Тошкурка

21.III

10.III

Танып, р. Быстрый Танып, р.

21.III

10.III

Арыш, д. Возможно, д. Старобалтачево на р. Карыш (близ впадения в р. Ар)

21.III

10.III

Якши-Аул Староякшеево, д.

21.III

Бураевский район

10.III

Кизган, речка Кизган, р.

21.III

10.III

Ксиер, д. Касиярово, д.

21.III

10.III

Бураева, д. и Бигдзян, д. на реке Сару Бураево, с. и Бикзян д. (северная часть с. Бураево) на реке Сару

21.III

11.III

Танып, р. Быстрый Танып, р.

22.III

Калтасинский район

11.III

Кирей, р. Гарейка, р.

22.III

11.III

Качак, д. на р. Качак Большекачаково, д. на р. Качак

22.III

11.III

Большой Кябак, р. Киебак, р.

22.III

11.III

Кябак, д. на р. Большой Кябак Киебак, д. (на южной окраине с. Краснохолмского) на притоке р. Киебак

22.III

Янаульский район

11.III

Суссады, р. Шады, р.

22.III

11.III

Сузабебаш, д. Старый Сусадыбаш, д.

22.III

Краснокамский район

11.III

Иванькина, д. на р. Амзя (?) Никольское (Иванькино), с. на р. Калмаш

22.III

11.III

Амзя, р. Амзя, р. (вероятно, близ устья у с. Амзя)

22.III

11.III

Буй, р. Буй, р. (на стыке Краснокамского и Янаульского р-нов РБ и Камбарского р-на Удмуртской Республики)

22.III

11.III.1773-30.VII.1774

Далее по территории следующих регионов: Удмуртская Республика (первые крупные пункты после Башкирии – Камбарский завод, ныне г. Камбарка Камбарского р-на, и село Сарапул – ныне г. Сарапул), Республика Татарстан, Оренбургская обл., Западно-Казахстанская обл. Казахстана, Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Воронежская, Тамбовская, Рязанская, Московская, Ленинградская обл.; возвращение в Санкт-Петербург.

22.III.1773-10.VIII.1774

ris02_marshrut_pallasa_po_bashkirii_2.jpg


Маршрут Петра Симона Палласа по Башкирии в 1769, 1770 и 1773 годах (пунктиром схематично показан маршрут по соседним регионам). Составил В.П. Путенихин

Маршрут Палласа на стыке Башкирии и Пермского края пересекал северо-западную окраину обширного и труднопроходимого Уфимского плато, многие места которого остаются «глухоманью» и по сей день. В XVIII—XIX веках лишь единичные исследователи посещали эту местность, поэтому описание Палласа, хоть и краткое, имеет особую ценность. Так, он сообщает [Паллас, 1788, с. 24]: «Отсюда [от Енапай-аула – села Енапаево Пермского края] идет необитаемый, гористый и весьма лесной волок, называемый Атерским волоком на 75 верст… Упомянутая лесистая полоса, которая Пермскую и Уфимскую провинцию разделяет, состоит по большей части из ели, и в иных местах находятся сосны и черный лес».

ris03_askinskiy_rayon_dub.jpg


Темнохвойно-широколиственный лес в северо-западной части Уфимского плато (Аскинский район РБ). Фото В.П. Путенихина

Здесь мы видим в целом верную лесорастительную характеристику Уфимского плато, покрытого, как известно, темнохвойными елово-пихтово-широколиственными лесами (с вкраплениями сосняков). Проезжая по лесу, Паллас поразился обилию клестов (клест-еловик), «стадами летающих». Лесная дорога, которая в этих местах «небезопасной почитается», переходила границу Башкирии в районе впадения речки Атер в реку Туй, «в Уфу текущую», и шла дальше в южном направлении. Вскоре лес стал «реже и ровнее», и путники, переправившись у одинокой избушки через Туй, прибыли ночью в русскую деревню Бурму. За Бурмой, где дорога сворачивала на запад, тянулись открытые места. Добравшись до Кигаст-аула на речке Кигази, Паллас отметил, что местные «жители как от землепашества, так от вождения пчел равное довольство имеют» [c. 25-26].

Сразу за Кигаст-аулом путешественник въехал на территорию нынешнего Балтачевского района (см. табл. и карту). Первая деревня на пути – Тошкор-аул (что на речке Тошкор, в Танып впадающей), и «богатые здешние башкирцы столь изрядные землепашцы, что множество ржи на Камские винокурни отвозят» [с. 26]. Между Кигаст-аулом и Тошкор-аулом Паллас повстречал дубовые перелески, которых до этого (к северу от Уфимского плато на территории Свердловской области и Пермского края) не видел. Но по замечанию Палласа, здешние «дубы ради сырости почвы к строению негодны». Сегодня эти небольшие участки дубовых лесов в пределах Аскинского и Балтачевского районов республики являются самыми северными дубняками предгорной (близ Уфимского плато) полосы Башкирского Предуралья. Вместе с мелкими фрагментами дуба, еще попадающимися на юге Пермского края, дубняки Балтачевского, Аскинского, а также Янаульского, Караидельского и Белокатайского районов Республики Башкортостан образуют северо-восточную границу ареала дуба черешчатого в России.

ris04_mezhdu_askinskim_i_baltchevskim_dub.jpg


В северном дубняке (между Аскинским и Балтачевским районами РБ). Фото В.П. Путенихина

От Тошкор-аула вдоль левого берега Таныпа на юго-запад простиралась «прекрасная широкая равнина», по другую же сторону реки виднелась холмистая местность, «поросшая весьма густым хвойным, а наипаче еловым лесом». Двигаясь по этой равнине, Паллас воскликнул: «Трудно найти лучшего и удобнейшего местоположения для землепашцев» [с. 26].

ris05_baltachevskiy_rayon.jpg


Сельскохозяйственные поля на фоне участков темнохвойных лесов (Балтачевский район РБ). Фото В.П. Путенихина

Слева по ходу движения осталась деревня Арыш; в Якши-ауле сменили лошадей (эту деревню Паллас ошибочно локализует на речке Кизган), затем проехали по многим деревням, «населенным Татарами, Черемисами и Вотяками» (на этой трассе расположены такие селения, как Чурапаново, Сейтяково, Новодюртюкеево и Стародюртюкеево Балтачевского района, деревня Старокизганово Бураевского района, существовавшие во времена Палласа) [Асфандияров, 2009].

Реку Кизган отряд Палласа пересек уже в пределах Бураевского района республики (см. табл. и карту). Вскоре проехали «веселую» деревню Ксиер и прибыли в деревушку Бигдзян на реке Сару (рядом с деревней Бураевой), где и заночевали. В этом месте путники «оставили прекрасную вышесказанную равнину», повернули на северо-запад и переправились через Танып на правый берег реки. Местность резко переменилась: Паллас характеризует ее как «исполненную гористых лесов», с полянками, «дубовыми залесьями», березами, соснами, «болотными деревами» и ельниками на «мокрых местах».

ris06_buraevskiy_rayon.jpg


Смешанные леса «на мокрых местах» (Бураевский район РБ). Фото В.П. Путенихина

Следующий пункт маршрута – деревня Качак, «лежащая на малой речке сего же имени» на территории Калтасинского района (см. табл., карту). Речка Качак, согласно Палласу, впадает в реку Кирей (это река Гарейка, которую отряд пересек на въезде в Калтасинский район), а последняя – в Танып. Прибыв в деревню Большой Кябак (на окраине нынешнего села Краснохолмского), путешественник кратко характеризует водную сеть этой местности, называя реки Тулбу, Большой Кябак и Танып, сообщает, что последняя «чрез 120 верст в реку Белую впадает».

ris07_kaltasinskiy_rayon.jpg


Посреди калтасинских полей и лесов: 210-летний Покровский храм – один из старейших в Башкирии (окрестности села Краснохолмского Калтасинского района РБ). Фото В.П. Путенихина

Отсюда, все в том же северо-западном направлении, Паллас проследовал в сторону деревни Сузабебаш и «еловых лесов при реке Суссады, которая в речку Буй, соединяющуюся с Камой втекает» [с. 27-28]. Суссады (река Шады) и Сузабебаш (деревня Старый Сузадыбаш) располагаются уже в пределах Янаульского района (см. табл., карту).

ris08_yanaulskiy_rayon.jpg


Хвойные «острова» в междуречье Буя, Гарейки и Быстрого Таныпа (Янаульский район РБ). Фото В.П. Путенихина

Далее дорога пошла по долине Буя на запад и привела Палласа в деревню Иванькину, «к Казанской губернии принадлежащую … и стоящую при речке Амзе, впадающей в Буй». Согласно А.З. Асфандиярову [2009], деревня Иванькина – это нынешнее село НикольскоеКраснокамского района (см. табл. и карту). Но село Никольское лежит на речке Калмаш, а не на Амзе, и, возможно, Паллас здесь снова ошибся. Затем путешественник пересек Амзю и вышел к Бую (притоку Камы), переправился через Буй между устьем Амзи и Камой и вступил на современную территорию Удмуртской Республики. Ночью 22 марта 1773 года он прибыл на Камбарский железный завод, а 23 марта – в село Сарапул.

К территории Краснокамского района, а именно к низовьям Белой и «башкирскому» участку русла Камы, вполне можно отнести сообщение Палласа о некоторых рыбах, сделанное им при описании окрестностей Сарапула: «Мимотекущая река Кама … [имеет] в рыбах великое изобилие, кои здесь почти самые вкусные по всей России. По крайней мере, здешняя белая рыбица [белорыбица, или нельма], осетры и стерляди далеко Волжских превосходят. Кроме сих трех родов в Каме за главную рыбу почитать должно лососей, или так называемую красную рыбу, которая обыкновенно ловится величиною в полтора или два локтя [до 1 метра]. Мне сказывали и о другой породе лососей, которые иногда в Каме, а более в Белой реке ловятся, и Стрежевой камский линь называется» [Паллас, 1788, с. 48].

ris09_krasnokamskiy_rayon_kama.jpg


На «башкирском» берегу Камы; на другой стороне реки – Удмуртия (Краснокамский район РБ). Фото В.П. Путенихина

«Главной камской рыбой» Палласа с определенной долей вероятности можно считать каспийского (волжского) лосося, в прошлом поднимавшегося вверх по Каме до реки Чусовой [Берг, 1948], но ныне здесь уже не встречаемого. Что касается стрежевого («глубоководного») линя из породы лососей, то это, предположительно, таймень обыкновенный, способный нереститься на глубине до 3 метров и до сих пор обитающий в горных притоках верховий Камы и Белой. В прошлом, как утверждается [Дорофеева, 2003], вид встречался по всему течению Камы, Белой и Вятки, случаи вылова тайменя на Каме в Удмуртии (на Воткинском водохранилище) отмечаются и поныне. Все названные виды осетровых и лососевых рыб занесены в Красные книги Удмуртской Республики и Пермского края (белорыбица и волжский лосось числятся в них в категории «вероятно исчезнувшие виды»), осетр, стерлядь и таймень – в Красную книгу Республики Башкортостан.

Еще одно небезынтересное наблюдение Петра Палласа «удмуртского периода» тоже имеет отношение к территории Краснокамского района Башкирии: «Другая выгода сих стран состоит в прегустых лесах, которые вверх к Сарапулу по обе стороны Камы растут, а наипаче весьма много соснового лесу в себе содержат» [Паллас, 1788, с. 47]. Не вызывает сомнения, что речь идет о прикамских сосновых борах, тянущихся полосой вверх по Каме почти от устья реки Белой – особенно по левому (в том числе «башкирскому») берегу реки. Некоторые участки этих уникальных лесов, произрастающих на песчаных террасах реки Камы в пределах Республики Башкортостан, сегодня имеют статус ботанических памятников природы («Высокобонитетные естественные сосняки в Николо-Березовском лесничестве» и «Сакловский лес»).

ris10_krasnokamskiy_rayon_sosnyak.jpg


В прикамском сосновом бору (Николо-Березовское лесничество, Краснокамский район РБ). Фото В.П. Путенихина

Касательно мартовского маршрута 1773 года Паллас также пишет [c. 28-29]: «На последней части сего моего проезда имел я случай узнать … Вотяков и Черемисов, которые во время всего моего путешествия еще мне не встречались». Под «последней частью» он имеет в виду как раз территорию Башкирии (от Аскинского до Краснокамского района), где наряду с башкирскими, татарскими и некоторыми русскими населенными пунктами, ему часто попадались на пути удмуртские («вотяцкие») и марийские («черемисские») деревни. По результатам путешествия ученый дает подробное и яркое описание этих народов, «Российскому владычеству подвластных»: сведения о вотяках по наблюдениям в Башкирии и Удмуртии занимают у него 8 страниц [с. 29-37], о черемисах (только по наблюдениям в Башкирии) – 4 страницы [с. 37-41]. Рассказывая о них, он, в частности, упоминает домашних животных (лошади, крупный рогатый скот, овцы, гуси, утки), говорит о землепашестве, бортевом пчеловодстве, еловых лесах и «священных» елях.

ris01_pallas.jpg


Портрет Петра Симона Палласа, размещенный на веб-портале «Природное и культурное наследие Мордовии» (Паллас побывал в Мордовии в 1768 году), https://tourismportal.net/rayons/insarskij-rajon-49

В конце марта 1773 года Петр Симон Паллас съездил в Казань, 18 апреля вернулся в Сарапул и 2 мая отправился в дальнейший путь (см. табл.). Проехав по юго-восточной части Удмуртии, он вступил с севера в пределы Татарии и 7 мая в районе деревни Шуган (село Татарский Шуган Азнакаевского района Республики Татарстан) приблизился к западной границе Башкирии (Бакалинский район) на максимально близкое расстояние – около 7 км. В последующем его маршрут [Сытин, 2014] все более и более отдалялся от территории Башкирии.

Список литературы

Асфандияров, А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий / А.З. Асфандияров. Уфа: Китап, 2009. 744 с.

Берг, Л.С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран / Л.С. Берг. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. Ч. 2. С. 467-925.

Дорофеева, Е.А. Hucho taimen – обыкновенный таймень (Pallas, 1773) / Е.А. Дорофеева // Атлас пресноводных рыб России. М.: Наука, 2003. Т. 1. С. 75-77.

Паллас, П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Часть 3. Половина 2. 1772 и 1773 годов / П.С. Паллас / Пер. с нем. В.Ф. Зуева. СПб.: Имп. Академия наук, 1788. 480 с.

Сытин, А.К. Ботаник Петр Симон Паллас / А.К. Сытин. М.: Тов-во науч. изданий КМК, 2014. 456 с.

(Окончание следует)

Валерий Путенихин