Байкал

С тех пор, как озеро Байкал — самое большое пресноводное озеро в мире — стало популярным местом, быстро развивающаяся туристическая отрасль пожирала его естественную экосистему и чистейшие воды.

После закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в 2013 году основной причиной загрязнения большого сибирского озера стал массовый туризм. В 2019 году поток туристов составлял от трёх до четырёх миллионов в год. Одним из экологических последствий стало загрязнение мелководной прибрежной зоны бытовыми отходами и сточными водами. Теперь каждое лето наблюдается массовое распространение неместных водорослей, вытесняющих виды животных и растений, обитающих в Байкальском регионе. В тех местах, где особенно преобладает туризм — у села Листвянка и различных территорий вдоль пролива Малое море (отделяющего остров Ольхон от материка) — вода настолько загрязнена, что купаться в ней запрещено. Пятнадцать лет назад вода здесь была питьевой.

Развитие Байкала

Наибольшую угрозу сейчас представляет освоение берегов Байкала. Туристические базы, отели и загородные дома сейчас являются основным источником загрязнения. В озеро стекают тысячи выгребных ям, и лишь некоторые из них имеют системы очистки сточных вод. По мнению учёных, даже очищенные отходы нельзя сбрасывать в Байкал. Но при таком уровне массового туризма поддерживать чистоту "Колодца планеты" невозможно.

Район застройки растекается, как нефтяное пятно на воде, и уже занял тысячи гектаров. Масштабы этой застройки особенно велики на берегу пролива Малое море (в Ольхонском районе Иркутской области). Этот район известен своим уникальным биоразнообразием. Сейчас сюда приезжает наибольшее количество туристов, поражая естественную среду обитания многих редких растений и животных.

Строительство новых объектов продолжается с бешеной скоростью. Одна из причин в том числе — это мошенничество с землей, которое началось около 20 лет назад. Чиновники Ольхонского района незаконно продавали, арендовали и приватизировали землю, которая была частью Прибайкальского национального парка. Это стало возможным из-за отсутствия определённых границ парка и отсутствия финансирования со стороны Москвы на разграничение земель, а также из-за бездействия контролирующих местных органов.

Вся финансово привлекательная земля в районе Малое море уже какое-то время "вовлечена в коммерческий оборот" несмотря на то, что лишь небольшая часть земли застроена. В 2018 году была создана Байкальская экологическая прокуратура (БЭП) для расследования злоупотреблений с землей, и появились первые судебные решения об изъятии земельных участков и сносе зданий.

Иностранные интересы

Ещё больше пугает факт того, что в байкальских землях и ресурсах особенно заинтересованы китайские бизнесмены.

Возле Малого Моря появилось много китайских отелей и туристических баз. Одна из таких гостиниц построена в Шаманском лесу на острове Ольхон. Хотя на протяжении многих веков на священную территорию шаманов запрещалось даже ступать ногой, это не помешало чиновникам разделить её на участки и продать иностранцам. БЭП объявил эту земельную сделку незаконной и приказал снести отель к марту 2020 года, однако мера не была осуществлена.

Ещё одна сфера интересов китайских бизнесменов — это продажа воды из Байкала. На берегу уже построено несколько заводов по розливу воды, принадлежащих китайским компаниям. Эта деятельность наносит ущерб окружающей среде, и более того, строительство такого завода в селе Култук поставило под угрозу уникальную природную территорию — Таловское водно-болотное угодье. Местные протесты и петиция, подписанная более чем миллионом человек, привели к остановке строительства в 2019 году. Суд отменил разрешение на строительство и вынес решение о сносе завода — приказ, который ещё предстоит выполнить.

Масштаб протеста против завода в Култуке отражает обеспокоенность общественности тем, что экспорт воды из озера Байкал в Китай примет ту же форму, что и экспорт сибирской древесины, обогащая небольшое количество людей ценой больших затрат для окружающей среды.

Озеро Байкал — уникальный природный объект, являющийся самым крупным запасом питьевой воды в мире. Многие сибиряки, в том числе и я, убеждены, что прибыль от продажи воды должна идти на сохранение Байкала и поддержку местного населения, а также в федеральный и региональный бюджеты, а не в другие руки. Людям стоит беречь Байкал. Даже если мы не можем остановить туризм, сделав Байкальский заповедник закрытой зоной, даже если мы не можем уменьшить масштабы выкачивания воды, хотя бы так, направляя зарабатываемые финансы на поддержание флоры и фауны хрупкого природного чуда, нам удастся сохранить его жизнь.

Автор: Бондаренко Вероника, Журфак МГУ

Тэги: