Тканевые шопперы, личные стаканчики для напитков навынос, телефоны без зарядного провода, раздельный сбор мусора, программы утилизации… Бережное отношение к окружающей среде, осознанное потребление уже прочно вошло в нашу медиасреду и в наш быт. И если в полезности некоторых атрибутов такого стиля жизни сомневаться не приходится, то коэффициент полезного действия иных кажется мне низким. А последствия их использования иногда бывают и вовсе непредсказуемыми.
Программы утилизации тоже вызывают сомнения. Уже не раз в СМИ появлялись сообщения о том, что крупные компании проводят свои акции не совсем честно. Вещи на утилизацию у покупателей принимают, чек на скидку дают, но вот до повторной переработки вещи не довозят. Что происходит при таком раскладе? Предприятие получает образ заботливой компании, покупатели - скидки на новые, новые и ещё более новые вещи, а мир - ещё одну свалку тряпья. А ведь вместо мусорки одежда людей могла закончить свою жизнь в руках их знакомых или других покупателей на интернет прощадках!
Тотальный отказ от полимерной упаковки (в основном, от пакетов) и переход на тканевые сумочки, которые так настойчиво предлагают и крупные компании, и даже государство, тоже повлияет на нашу планету и на нашу жизнь не только позитивным образом: он вызовет рост цен на молочные продукты, мясо и рыбу, бакалею и хлебобулочные изделия почти на 10% и огромное увеличение объема пищевых и бумажных отходов.
Однако,на мой взгляд, самый жестокий и неочевидный способ замаскировать заработок под eco-friendly концепцию - это маркировка "Cruelty-Free". Как оказалось, она совсем не означает, что зверушек в процессе тестирования продуктов не трогали совсем. Возможно, конечный состав продуктов на них и не тестировали, а вот компоненты - вполне себе могли. Так что покупая крем или помаду с такой маркировкой мы платим не за свободу кроликов и крысок, а за свою спокойную совесть.
Выходит, что мы, даже стремясь к осознанному потреблению, экономии ресурсов и бережному отношению к нашей планете оказываемся в плену рекламы, маркетинга и становимся источником прибыли для крупных компаний. Рекламные уловки, грамотный продакт-плейсмент, и даже простой обман - корпорации идут на всё, чтобы заработать на нас и нашем стремлении сделать мир лучше. И самое интересное, что мы действительно ведемся, ведь eco-friendly-style выгоден и нам: он дарит нам психологическое удовлетворение, ощущение собственной значимости, нам нравится быть полезными и делать правильные вещи.
Источники:
- https://habr.com/ru/post/529872/
- https://vc.ru/marketing/162466-hoteli-bez-othodov-ostalis-bez-klientov-chto-ne-tak-s-totalnym-eko-frendli
- https://www.the-village.ru/city/news-city/377559-rassledovanie-hm
- https://www.kommersant.ru/doc/4259387
- https://www.marieclaire.ru/stil-zjizny/zabota-ob-ekologii-ili-marketing-chto-skryivayut-eko-tovaryi/
Автор: Николаева Анастасия, Журфак МГУ