Беседы о литературной географии

Литературное картографирование
Литературное картографирование

В последние десятилетия в России активно развивается необычное направление географических исследований – литературная география. По этой теме пишутся книги, защищаются диссертации, проводятся научные конференции…

Однако среди российских географов далеко не все знают, что из себя представляет литературная география? Каковы ее истоки? Чем она занимается, каковы ее методы? На эти вопросы попытаются ответить председатель комиссии по культурной географии Московского городского отделения РГО, доктор географических наук Владимир Николаевич Калуцков и молодой исследователь, активно занимающийся проблемами литературной географии, Милена Максимовна Морозова.

В.Н. Представьте себе, что в средней школе отменили географию, имели ли бы тогда ее выпускники знания о пространстве России?

М.М. Конечно!

В.Н. А откуда?

М.М. Основным источником этих знаний и образов России была бы русская литература.

В.Н. Верно. Вот и первая ниточка, связывающая географию и литературу: в критической ситуации литература, оказывается, может заменить географию. А почему?

М.М. Может быть потому, что великая русская литература XIX-XX веков – это великая литература-путешественница, а ее представители исколесили всю Россию из края в край?

В.Н.  Да. И это были не просто литературные путешествия. Во время поездок писатели и поэты можно сказать «поглощали» пространство страны, осваивали его и выдавали на горá яркие запоминающиеся образы городов и регионов России. Кстати, в таком контексте труд литератора сродни экспедиционной поездке географа. И тому, и другому нужно хорошо знать свою страну, а для этого надо много ездить, путешествовать. Вот вам и вторая ниточка…

И еще. По мнению Д.Н. Замятина классические путевые описания русских путешественников и географов (Пржевальского, Грумм-Гржимайло, Потанина, Певцова, Козлова и других) в Центральную Азию, Сибирь и на Дальний Восток стали очевидным фактом русской литературы. Влияние этих описаний испытал на себе сам Набоков в романе «Дар»…

М.М. Не случайно, академик Лихачев назвал Александра Сергеевича Пушкина по сути географом – Колумбом русской поэзии

В.Н. И есть за что… Исследователи посчитали, что Пушкин проезжал примерно тысячу километров в год! В своем произведении с характерным названием «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» поэт писал: «… с детских лет путешествия были моею любимою мечтою. Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу, и никогда еще не вырывался из пределов необъятной России».

И, наконец, приведем мнение выдающегося русского географа В.П. Семенова-Тян-Шанского, высказанное им в работе «Район и страна» (эта замечательная книга недавно была переиздана Русским географическим обществом): «Связь географии с изящной литературой вполне понятна. В землеведении и страноведении огромную роль играет описательный элемент, представляемый словом. Вид искусства, воплощаемый в слове, не менее близок к географической науке, чем живопись, ибо при его посредстве получается описание красивыми словами географического стиля местности в прямое дополнение и разъяснение к картинам, рисуемым кистью художника. Особенно близка к чисто научному описанию художественная проза».

1.jpg

Карта путешествий А.С. Пушкина. П.П. Померанцев. 1949
Карта путешествий А.С. Пушкина. П.П. Померанцев. 1949

М.М. Получается, что русская литература и русская география действительно очень близки?

В.Н. К сожалению, эта очевидная связь на полвека была почти забыта… И первым, кто после большого перерыва написал о литературных местах и литературных ландшафтах, стал Юрий Александрович Веденин в «Очерках по географии искусства».

М.М. Давайте вспомним цитату нашего великого современника Евгения Евтушенко. Мне кажется, она, как нельзя лучше, подходит теме нашего разговора:

Россия без поэзии российской

Была бы как огромный Люксембург.

В.Н. Становится понятным почему без русской литературы немыслима русская география. Не столько экономика, но, прежде всего, культура, литература является стратегическим скрепом страны, механизмом поддержания ее целостности. Поэтому материал искусства, литературы, живописи, кинематографа, представляет собой одновременно и кладовую, и мастерскую для создания мощных образов страны, ее городов и регионов.

Об этом нам и напоминает Евтушенко: недостаточно обладать огромной территорией, важно располагать спектром богатых, выразительных, ярких, запоминающихся географических образов этой территории.