Бездна трагедии: спустя 80 лет в Финском заливе нашли четыре погибших судна и останки тысяч людей

Финский залив, глубина 50 метров. Фото:"Разведывательно-водолазная команда"
Финский залив, глубина 50 метров. Фото:"Разведывательно-водолазная команда"

Четыре советских судна найдены на дне Финского залива и идентифицированы специалистами "Разведывательно-водолазной команды" в ходе первого этапа экспедиции РГО "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". На погибших в августе 1941 года транспортах находятся останки 2,5 тысяч человек.

С 5 по 15 мая подводные исследователи совершили несколько погружений юго-западнее острова Мощный в Финском заливе, где, по имевшимся данным, затонули четыре транспорта. Они перевозили раненых красноармейцев и гражданских лиц. Все четыре судна были обнаружены водолазами на глубинах 30–50 метров.

02_ola04481.jpg

Подготовка к погружению. Фото: "Разведывательно-водолазная команда"
Подготовка к погружению. Фото: "Разведывательно-водолазная команда"

О первой находке мы уже рассказали — это транспорт №524 (более известный как "Калпакс"). Три других судна —  №511 ("Алев"), №547 ("Ярвамаа") и №563 ("Атис Кронвальдс"). 29 августа 1941 года все они погибли от многочисленных ударов немецкой авиации.

Трагедия произошла в ходе так называемого Таллинского прорыва — эвакуации Краснознамённого Балтийского флота из порта Таллина в Кронштадт. Переход сопровождался колоссальными потерями. Из 225 кораблей и судов оказались потоплены 62. Число человеческих жертв — более 15 тысяч, в основном — раненые бойцы и мирные граждане. Тем не менее большую часть судов и личного состава удалось спасти. Впоследствии они сыграли важную роль в обороне Ленинграда.

Крупнейшая в истории Великой Отечественной войны трагедия на Балтике до сих пор оставалась в тени. В частности, потому, что не были найдены и опознаны все погибшие в ходе Таллинского прорыва суда.

03_ola04015.jpg

Перед погружением исследователи изучают трёхмерное изображение затонувшего судна. Фото: "Разведывательно-водолазная команда"
Перед погружением исследователи изучают трёхмерное изображение затонувшего судна. Фото: "Разведывательно-водолазная команда"

РГО совместно с "Разведывательно-водолазной командой" и морской инженерной компанией "Фертоинг" организовало экспедицию "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". Проект был поддержан Фондом президентских грантов и компанией "Транснефть".

Поиск четырёх судов у острова Мощный стал первой и очень успешной частью экспедиции.

Погода на Балтике благоприятствовала поискам, и видимость под водой была в целом неплохая до пяти-семи метров в первые дни, рассказал руководитель экспедиции Константин Богданов.   К концу поисков вода стала более мутной из-за мелкодисперсной взвеси, но мы сумели произвести фотосъёмку объектов и доподлинно опознать затонувшие суда по найденным предметам и конструктивным особенностям.

По словам Константина Богданова, погружения прошли штатно. Все члены команды живы и здоровы, оборудование работало без отказа. Следующим важнейшим этапом может стать исследование района, где в августе 1945 года несколько кораблей, также шедших из Таллина в Кронштадт, подорвались на минных полях.

Мы хотели бы вместе с подводными исследователями из Эстонии и Финляндии сделать идентификацию и съёмку судов, погибших у мыса Юминда в территориальных водах Эстонии, говорит руководитель экспедиции.  Надеюсь, что эстонские власти пойдут нам навстречу согласуют приезд нашей команды и проведение исследований.

Ещё одной важной локацией для подводных исследователей является район акватории Финского залива у острова Гогланд. Здесь до сих пор не найдено по меньшей мере три судна, участвовавших в Таллинском переходе.

01_op8a8444.jpg

Штурвал с парохода "Калпакс". Фото: "Разведывательно-водолазная команда"
Штурвал с парохода "Калпакс". Фото: "Разведывательно-водолазная команда"

В целом в ходе нынешней экспедиции её участники надеются найти и идентифицировать полтора десятка военных кораблей и гражданских судов, покоящихся на дне Финского залива. Благодаря участию в проекте компании "Фертоинг", по итогам поисковой работы будет создана интерактивная карта с точными координатами затонувших судов и их трёхмерными проекциями. Планируется также собрать максимум информации о людях, чьи жизни оборвались в ходе Таллинского прорыва.

В конце августа, в день 80-летия трагедии, организаторы экспедиции совместно с Министерством обороны России и Балтийским флотом собираются провести мемориальную акцию, в которой примут участие потомки погибших и выживших участников Таллинского прорыва. 

Погибшие и найденные

Ниже даны описания судов, обнаруженных в ходе первой части экспедиции "180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной карте" с 5 по 15 мая 2021 года.

Транспорт "Калпакс" (№524)

kalpaks_op8a8458.jpg

Судовой колокол с парохода "Калпакс". Фото: "Разведывательно-водолазная команда"
Судовой колокол с парохода "Калпакс". Фото: "Разведывательно-водолазная команда"

Латвийский пароход французской постройки 1914 года.

В Таллине принял на борт около тысячи человек, из них 850 раненых, остальные — в основном женщины и дети. В ходе перехода судно неоднократно останавливалось на минных полях и героически спасало людей с погибающих судов. По разным оценкам, к вечеру 29 августа на судне было до 1,5 тысяч человек, почти все — раненые и спасённые из воды.

"Калпакс" затонул 29 августа 1941 года в 16 часа 46 минут, после попадания трёх авиабомб.

История героической гибели "Калпакса".

Однозначная идентификация стала возможна после находки на носовой оконечности судна колокола с первоначальным названием транспорта — Marie Louise и указанием года и места постройки — 1914, город Нант.

В трюмах и на палубе обнаружены многочисленные останки людей, полевые кухни, госпитальные прачечные котлы на конной тяге, стрелковое оружие и каски раненых бойцов.

Впервые корпус судна был обнаружен экспедицией "Поклон кораблям Великой Победы" около двух лет назад во время поиска подводной лодки М-96, но не обследовался.

Транспорт "Алев" (№511)

aleev_gzdqrmaiuim_foto_vk.jpg

Пароход "Алев". Фото: vk.com/club163987722
Пароход "Алев". Фото: vk.com/club163987722

Эстонский пароход английской постройки 1909 года.

В Таллине принял на борт 670 раненых. Во время перехода останавливался и принимал на борт людей с погибающих судов, в том числе со штабного корабля "Вирония". Сколько человек было на борту судна к моменту гибели, неизвестно.

29 августа затонул после многочисленных ударов немецкой авиации со всем личным составом. Это 18 моряков и 670 раненых, а также неустановленное число спасённых с других судов. Подробности гибели не сохранились. "Алев" обнаружен в непосредственной близости от санитарного транспорта "Калпакс".

В результате подводного обследования установлено, что пароход получил прямые попадания авиабомб в носовой трюм и рубку. Судно переломилось пополам и затонуло почти мгновенно, что объясняет большое количество жертв. Корма транспорта высоко поднимается над грунтом, в то время как носовая часть переломлена и лежит почти на уровне грунта. На носу найден судовой колокол, но без названия. Идентификация транспорта была сделана по сравнению характерных конструктивных элементов обнаруженного судна с историческими фотографиями "Алева". В трюме и на палубе обнаружены останки погибших бойцов, элементы амуниции и личного стрелкового оружия. Под бортом, на дне обнаружены обломки легкового автомобиля, упавшего с палубы.

Транспорт "Атис Кронвальдс" (№563)

atis_kronvalds_p5ctaiwjii4_foto_vk.jpg

"Атис Кронвальдс".Фото: vk.com/club163987722
"Атис Кронвальдс".Фото: vk.com/club163987722

Латвийский пароход немецкой постройки 1900 года.

В Таллине принял на борт 800 человек, в основном гражданских, а также имущество и оборудование Таллинского военного порта.

Вечером 29 августа погиб от ударов немецкой авиации. В воде оказалось около 800 человек. Несколько часов спустя к месту гибели парохода подошло небольшое парусно-моторное судно, ему удалось подобрать из воды всего около сорока человек, в том числе и раненого капитана судна Эмсина.

На носовой оконечности обнаружен судовой колокол с надписью Stör Kiel 1909. Помимо останков погибших пассажиров в трюмах и на палубе обнаружены многочисленные тюки и ящики, на кормовой палубе — судоремонтное оборудование.

Идентификация транспорта была сделана по сравнению характерных конструктивных элементов обнаруженного судна с историческими фотографиями судна и по анализу обнаруженного на борту груза.

Транспорт "Ярвамаа" (№547)

yarvamaa_omtclofijd4_foto_vk.jpg

Останки парохода "Ярвамаа". Фото: "Разведывательно-водолазная команда"
Останки парохода "Ярвамаа". Фото: "Разведывательно-водолазная команда"

Эстонский пароход английской постройки 1894 года.

В Таллине принял на борт около 800 человек, в основном военных моряков из штабов КБФ и Бригады торпедных катеров, а также флотское имущество и вооружение со складов в Таллине.

Вечером 29 августа был тяжело повреждён ударами немецкой авиации, от попаданий авиабомбы загорелась центральная надстройка. Поздно вечером 29 августа подошедшие на помощь тральщики спасли с горящего судна более 500 человек. К концу дня 29 августа на пароходе помимо находившихся там пассажиров из Таллина, были спасшиеся с "Калпакса". Выгоревший и пустой "Ярвамаа" затонул утром 30 августа, переломившись пополам в районе носовых трюмов. Корма транспорта возвышается над грунтом, а переломившаяся носовая оконечность погрузилась в грунт до уровня палубы.

На носу судна обнаружен сильно коррозировавший судовой колокол, название на котором не читалось. Останки людей и элементы амуниции были обнаружены на кормовой палубе, а в кормовом трюме обнаружено военно-морское имущество: буи, параваны, ящики и т.д.

Идентификация транспорта была сделана по сравнению характерных конструктивных элементов обнаруженного судна с историческими фотографиями "Ярвамаа" и по анализу обнаруженного на борту груза, а также благодаря следам пожара в районе надстройки.

При подготовке публикации использовались документальные материалы, собранные военным историком Радием Зубковым и специалистами "Разведывательно-водолазной команды" .

Айвар Валеев