BLM по-байкальски

Байкал, без раздумий, – национальное достояние. Не только потому, что Байкал – самое глубокое озеро на планете, один из крупнейших водоёмов пресной воды и самое большое пресноводное озеро на континенте Евразия. Но и потому, что сам водоём и прибрежная его территория являются уникальными экологическими системами. Согласно исследованиями, в озере установлено наличие 2630 видов, подвидов и разновидностей водных растений. 2/3 из них являются эндемиками, обитающими только в этом водоёме. Такое количество живых организмов учёные объясняют тем, что толща байкальской воды во всех слоях содержит высокое содержание кислорода.

Побережье озера опоясывает "Байкальский заповедник" — особо охраняемая зона общегосударственного значения. Этот природный комплекс создан с целью охраны и изучения разнообразных процессов и явлений в естественной среде. На территории выделяют несколько зон: леса, болота, луга и высокогорные тундры. Его растительный мир насчитывает 1 113 видов сосудистых растений, более 285 видов мхов и 775 лишайников. Царство грибов в этой охранной зоне состоит из более чем 365 разнообразных видов. Животный мир не менее богат, на территории заповедника обитают заяц-беляк и северная пищуха, бурый медведь, лисы и волки, рысь, соболь, выдра, восточная норка и ещё множество других видов животных и насекомых. Птицы не исключение. Примерно 50 видов обитает в заказнике на протяжении всего года. А некоторые остаются здесь навсегда и создают проблемы, которые приходится решать на законодательном уровне.

Депутаты заксобрания Приангарья призвали принять ряд жёстких мер к обитающим на Байкале и водохранилищах ангарского каскада ГЭС бакланам. Парламентарии настаивают, что исключённая два года назад из региональной Красной книги птица расплодилась и теперь уничтожает промысловую рыбу в промышленных масштабах, что становится социальной проблемой. В этой связи "предлагается найти правовой механизм для регулирования численности баклана, чтобы сохранить популяцию рыбы и обеспечить продовольственную безопасность жителей Иркутской области".

Большой баклан был повсеместно распространен на Байкале до середины прошлого века. В конце 1960-х — начале 1970-х годов, по данным учёных Бурятского госуниверситета, птица перестала гнездиться на берегах озера из-за антропогенных факторов. В последующие 50 лет встречались только редкие залетные особи. В 2009 году большой баклан был включен в Красную книгу Иркутской области как гнездящийся перелётный вид, численность которого восстанавливается. В 2020 году птица была исключена из Красной книги в силу значительного роста популяции. Расширяется и ареал: бакланы распространяются по Ангаре и уже стали гнездиться на водохранилищах ангарского каскада ГЭС.

На Братском водохранилище отмечено снижение вылова промысловых видов рыб. Этот факт связывают именно с появлением здесь бакланов. Так, если в 2020 году вылов составлял 2,6 тыс. тонн, то в 2021 году — уже 2,1 тыс. тонн. Кроме того, из-за помета птицы, насыщенного азотом, высыхает прибрежная растительность — деревья и кустарники. В этой связи депутаты призвали "найти правовой механизм для регулирования численности баклана, чтобы сохранить популяцию рыбы и обеспечить продовольственную безопасность жителей Иркутской области". А основной задачей поставили изменение правового статуса птицы, иными словами, разрешить отстрел (настоящее время не относится к видам, разрешённым для охоты).

sushi_master_501786.jpeg


Большой баклан и его добыча, автор: Евгений Шаклеин

До попытки покушения на жизни бакланов иркутскими чиновниками, этим занимались местные жители Бурятии, которые успели дать птицам прозвище "вьетнамский истребитель". В 2020 году, по рассказам иркутского орнитолога Сергея Пыжьянова, были срублены все ивы, на которых располагались гнезда бакланов. Произошёл инцидент в Кабанском заказнике. Не трудно понять, что все кладки и птенцы погибли. У птиц забрали место гнездования, и поэтому они начали переселяться на север. Комментарий баргузинского общественника Галины Арсеньевой описывает ситуацию в полной мере: "Вам стоит только заговорить о баклане с любым местным жителем на Байкале, и вы услышите исключительно нецензурную лексику. Эта птица ныряет до 20 метров в глубину и может за один день съесть до пяти килограммов рыбы. Причём ни сама она, ни её яйца в пищу не годятся, мясо жёсткое и пахнет рыбой. Люди считают этих птиц чёрной чумой, напастью, приводящей к ухудшению положения местных жителей".

Единственными, кто заступился за бакланов, оказались учёные из БГУ (Бурятского государственного университета), которые провели исследование и выяснили, что регулировать численность байкальской птицы нецелесообразно, так как на самом деле баклан не истребляет популяцию промысловой рыбы, а именно омуля. Исследование показало, что в рационе птицы доля омуля составляет всего 10%. Бакланы переходят на него только во время нереста рыбы или в августе, в период стайной охоты птиц. Несмотря на эти исключения, учёные убеждены, что поздние сроки массового нереста омуля просто-напросто не позволяют бакланам причинить большой ущерб байкальскому эндемику.

Во время исследования выяснились и другие важные детали, которые показывают, что бакланов надо не уничтожать, а наоборот – сохранять. Стало известно, что монгольская (серебристая) чайка охотится на яйца и птенцов бакланов, тем самым являясь их естественным врагом. Смертность бакланов в первый год жизни составляет около 50%, а во второй – 25%. Примечательно, что, научная работа была проведена в рамках госконтракта с министерством природы Бурятии при финансовой поддержке правительства республики в 2021 году. Несмотря на это, власти Бурятии разрешили регулировать численность бакланов. Однако в 2022 году из-за экономических обстоятельств, связанных с перераспределением средств в региональном бюджете, финансирование на это мероприятие не выделили. Но вопрос об отстреле баклана на восточном берегу Байкала будет актуализирован весной 2023 года. После того как проведут подсчёт прилетевших особей.

"В этом году бакланов на Байкале и водохранилищах стало меньше из-за сокращения кормовой базы, — призывает не торопить события орнитолог из Иркутска, кандидат биологических наук Виталий Рябцев. — Начиная с этого года птицы предпочитают проводить сезон на Торейских озёрах в Забайкалье и водоёмах на северо-западе Монголии. Это их традиционные места обитания, которые они были вынуждены покинуть в предыдущие два десятка лет из-за аномальной многолетней засухи. Сейчас озёра восстанавливаются и успешно зарыбляются. А из наших мест бакланы в массе исчезнут сами по себе".

Выходит, что оба берега Байкала выбрали путь уничтожения, не внемля словам специалистов. И выходит, что дезорганизация общества может навредить виду птиц, который относительно недавно был занесён в региональную красную книгу. На мой взгляд, единственным выходом из складывающейся ситуации может быть только создание координационного совета при правительстве двух регионов, в который потенциально могут войти: орнитологи, учёные, чиновники, и, конечно же, местные жители. Таким образом, две стороны конфликта, смогут прийти к компромиссному решению проблемы с помощью диалога, а не при помощи поспешных и радикальных решений.


Источники: 

Автор: Двойченкова Милена, Журфак МГУ

Тэги: