Большой Шатак

Есть в центральной горной части Башкортостана одно особенное место, где всяк любящий природу человек, что нибудь да по душе себе найдет. Геолог здесь встретит посланцев из самой что ни на есть праистории Уральских гор, массивы конгломератов. Любитель ботаники отыщет самый западный кусок лиственничного леса. Турист после долгого восхождения будет зачаровано любоваться открывшимся ему гигантским горным плато. Ну а специалист по топонимике долго будет ломать голову над массой названий одного и того же места.

Догадались? Конечно же, это Большой Шатак, место, где природа словно бы нарочно собрала воедино множество своих интересностей, чтобы похвастать человеку: смотри, мол, сколько у меня всего! И это все твое тоже, только бережно относись к этому богатству человек и от него не убудет.

И так, наша статья посвящена Большому Шатаку, месту, о котором в пору написать целую книгу.

Географически хребет Большой Шатак находится в междуречье Белой и ее притока, речки Большой Авзян. С юга к Шатаку прилепился старинное горнозаводское село Верхний Авзян, а  с востока такой же поселок Узян смотрится в гладь заводского пруда. Строение Большого Шатака подобно слоеному пирогу и наглядно отражает практически всю геологическую историю Южного Урала. За это его любят геологи.

Одним из самых интересных явлений на Шатаке для не специалиста, но увлеченного геологией человека,  являются, конечно шатакские конгломераты, — окатанные древним морем булыжники с галькой. Спрессованные, спаянные в одну дружную каменную семью природным цементом. От того образуют они на Шатаке целые горы. А если, по словам геологов, бурить в глубь, так как на слоеном пироге вылезет таких слоев конгломератов целых семь. Перемешанных с осадочными и вулканогенными породами. То есть что было и как было за последние полтора миллиарда лет в наших палестинах, все на Шатаке имеется в наличие. А как рассказывают те же геологи, когда-то, полтора миллиарда лет назад, на месте Уральских гор был огромный разлом, так называемый рифт, заполненный водой. Проще говоря, океан. Обломки горных пород окатывались водой и постепенно превращались в гальку. И уже когда, около трехсот миллионов лет назад запустился процесс образования Урал, колоссальная сила тектоники вознесла морское дно на высоту. Сегодня любой из нас может лицезреть этот привет из далекого прошлого Земли и даже потрогать. И даже взять на память камушек. Если сможет выковырять его из прочной «кладки».

Однако было бы слишком просто, если бы конгломераты были ценны лишь с научной точки зрения. Исследования, проведенные все теми де геологами, показали наличие в них золота. Наводку на это геологам дало известное месторождение Витватерсранд в ЮАР, где из точно таких же конгломератов успешно добывают рассыпное золото. Золото на Шатаке действительно нашли, но технологии добычи его на сегодняшний день дорогостоящи. Это в общем-то хребет и спасло от превращение его в прииск со всеми вытекающими. Но, по словам уже ученых-биологов, не дало стать ему особо-охраняемой природной территорией, Заказником, как того добиваются биологи. Ведь Шатак, как и было сказано в самом начале это средоточие природного разнообразия.

На вершине Шатака находится огромное плато. При виде его не сложно заметить сходство с Иремельским массивом. Только в отличие от Иремеля, на Шатаке горная тундра постепенно переходит в субальпийские луга и где-то в нее вклиниваются степные сообщества. По словам ботаников, горная тундра Шатака – самая южная на Урале и тем особенная цена. А лиственничные леса Шатака, наоборот, самые западные лиственичники Южного Урала. Причем  заросли лиственницы реликтовые и никогда не знали топора дровосека. Исследования показали наличие на Шатаке лиственниц в возрасте в двести и даже в три сотни лет. Но говорят, есть там деревья и шестисотлетнего возраста!

Это тем более удивительно, что со всех сторон от Шатака в 18-м веке Демидовыми были построены горные заводы: в Авзяне, Узяне и Каге.  Домны заводов пожирали гигантское количество леса и в округе все леса давно вырублены по нескольку раз. А Шатакский, представьте себе, уцелел. И, наверное нет ничего лучше на свете созерцания алых сполохов Иван-чая на фоне малахитовой зелени лиственниц на шатакских полянах. Иногда мне кажется, что дизайнеры, делавшие ребрендинг одной из сетей АЗС, именно на Шатаке подглядели сочетания сочного алого и зеленого цветов.

Ну а если подняться на Шатак в самую что ни на есть Золотую осень, то эти же лиственницы предстают совершенно в другом наряде и в прозрачном осеннем воздухе вместе с прощальным криком журавлей, словно вы бы плывет еле слышный перезвон золотых иголок!

Тюркское происхождение названия хребта, Шатак, не оставляет вроде бы никаких сомнений. Однако сколько путаницы и загадок встает перед исследователем, едва он слегка углубиться в суть!

Ниточку топонимики Шатака можно распутывать и читать запоем подобно хорошему детективу. На карте хребет Большой Шатак часто обозначается как хребет Баш-Тау – главная гора, где Большой Шатак лишь высшая точка. Однако у хребта существует и еще одно местное название – Биш-Тау, то есть пять вершин. А если копнуть глубже, то на свет божий вылезет еще одно название, «бишэтек» – «пять подолов». Применительно к горному хребту это означает «пять склонов», «пять складок». Действительно на плато Шатака хорошо заметны пять вершин.

Остается загадкой, как же «этек» превратился в «шатак», а затем и в Большой Шатак.  Вероятнее всего при переписывание названия с одного источника в другой произошла ошибка, когда слово «биш этек» было записано сокращенно «б. этек», а потом расшифровано как «большой Шатак», ведь в топонимике сокращенное «б.» часто обозначает «большой». «Биштау», в «баштау» тоже, видимо превратилось из-за невнимательности картографов или человека, собиравшего материал. Такое в топонимике случается довольно часто. Например, на одной из фотографий С.М. Прокудина-Горского, сделанных в Уфе есть такая подпись «Допик». Краеведы долго ломали голову, что за место такое в Уфе, Допик. Пока не поняли, что записано было фотографом со слов одного из местных жителей, который видимо невнятно сказал «дубик», «дубок». Анекдот? Но так и появился на свет новый уфимский топоним. Ну а если вглядеться в топографическую карту Южного Урала, то для человека любопытного внимательное рассмотрение ее доставит не мало веселых минут.

Осталось не много рассказать, как добраться до этого удивительного места. На Шатак существует три проверенных и отработанных туристических маршрута, и они позволяют попасть туда как в пешем варианте, так и в конном и даже на автомобиле. Как театр начинается с вешалки, все варианты заброски на Шатак начинаются с автодороги Серменево-Кага. В пешем порядке существует два варианта. Первый, это короткий, но крутой подъем с деревни Исмакаево. Второй  более протяженный, но пологий, со стороны Узяна. Конно-верховой и автомаршрут предполагают заброску через село Верхний Авзян. В любом случае по пути на Шатак вы столкнетесь еще с массой достопримечательностей. По дороге со стороны Узяна, на старом Верхнеуральском тракте выйдете к брошенному Демидовскому заводу не сухом русле речки Кухтур. В Авзяне и Каге удивитесь самобытности и удивительному говору местных жителей, а  в деревне Исмакаево столкнетесь с легендами, связанными с добычей золота.

Хребет Большой Шатак прекрасен в любое время года. Весной его поляны белы от подснежников и над ними плывет тончайших их аромат. В июле сполохи Иван-чай поджигают опушки алым огнем. А в сентябре осень раскрашивает лес волшебными золотыми красками. Поэтому всегда можно приехать, придти к этому молчаливому, но приветливому гиганту и найти что нибудь свое, что по душе уж точно придется!