Бык из Хондергея: в Туве нашли очень необычный геоглиф

Бык из Хондергея: в Туве нашли очень необычный геоглиф Бык из Хондергея: в Туве нашли очень необычный геоглиф

Мы уже рассказывали о том, как в этом году прошла традиционная экспедиция РГО в зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС. Работы на могильниках Ала-Тей и Терезин в Чаа-Хольском районе Тувы завершились в июле. Однако сотрудники санкт-петербургского Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) продолжили работу в республике, но в другом месте. О том, что заставило археологов задержаться и какие находки обнаружены, рассказала начальник Тувинской экспедиции ИИМК РАН Марина Килуновская.

На участке трассы от города Чадан до посёлка Хондергей планируется расширение трассы. Перед масштабным строительством изучить археологию места приглашают специалистов, чтобы избежать потери исторических памятников. Работы проводит ООО "Красноярская Геоархеология", а в качестве научных консультантов сибиряки пригласили специалистов ИИМК РАН, хорошо знающих особенности Тувы. В раскопках участвовали также сотрудники Национального музея Республики Тыва.

И хотя напрямую работа санкт-петербургских археологов на новом месте не связана с основной задачей экспедиции РГО, любое исследование этого региона ценно. Учёные пытаются понять место Тувы в истории Сибири и Центральной Азии, в частности, в эпоху Великого переселения народов.

— Это западная часть Тувы, — уточняет Марина Килуновская. — Вдоль реки Аныяк-Хондергей (в переводе с тувинского "поющая река") проходит дорога, ведущая из Красноярска в Монголию. Место интересное для археологов. Многие курганы попадают в зону строительство дороги. Увы, довольно большое число памятников археологии было уничтожено ранее. Местные жители рассказывают: когда в 70-е годы шло строительство, курганы просто сгребали бульдозерами. Можно сказать, дорога проходит по древним могилам.

Могильник Хондергей-22. Зеленые пятна - это курганы. Фото: ИИМК РАН

Могильник Хондергей-22. Зеленые пятна - это курганы. Фото: ИИМК РАН

Учёные провели археологические раскопки на девяти могильниках. Три из них относятся к эпохе поздней бронзы и принадлежат монгун-тайгинской культуре.

— Очень любопытные захоронения, довольно крупные, непотревоженные, — продолжает Марина Килуновская. — Особенно интересное одно, очень раннее. Мы нашли там останки мужчины, который умер от того, что в него попала костяная стрела. Её наконечник застрял в тазовых костях. Видимо, здесь происходила какая-то битва за территорию. Но пока трудно сказать, между кем именно.

Кроме упомянутых объектов археологи изучили и другие, расположенные поблизости. Это уже более поздние, скифские памятники — несколько десятков курганов. Все они одинаковые: небольшие по размеру, в центре — яма глубиной примерно полтора метра в виде колодца.

— Видимо, курганы кто-то копал — либо грабители, либо археологи, — делится наблюдениями Марина Килуновская. — В Туве до 90% погребений разграблены. Происходила смена культур, смена населения, племена приходили и уходили. Это была неспокойная эпоха.

Интересно, что учёные довольно точно могут определить характер вмешательства.

— Если происходило ограбление, то брали самые ценные вещи, — отмечает Марина Килуновская. — А самым ценным для древних людей было оружие, бронзовое или железное. Оно являлось главным предметом обмена и захвата. Процесс изготовления топоров и кинжалов был сложным, их делали далеко не везде. Но иногда ценные предметы грабителей не интересуют.

В одном из раскопанных курганов археологи увидели два больших кинжала и человеческие кости. При этом черепа отсутствовали. Вероятно, считают археологи, это было не банальное ограбление, а желание попрать могилу, заявить о себе таким вот циничным образом.

Второе захоронение оказалось примечательно тем, что не имело сруба. Скифские захоронения представляют собой своего рода деревянные дома, в которых есть бревенчатые стены и потолок.

— В могиле без черепов был прекрасный сруб размером примерно 2,5 на 2,5 метра, — говорит Марина Килуновская. — Второй могильник был побольше — 3,5 на 3,5 метра. Но там не было сруба — брёвна, судя по всему, были сожжены. Погребённые остались на своих местах, хотя останки были отчасти смещены. При этом все вещи были на месте. Кстати, предметный комплекс этого кургана весьма интересен, а для Тувы даже уникален. Это железное и бронзовое оружие: боевые топоры и короткие мечи, колчан со стрелами, керамическая посуда, украшения, даже золото, правда в небольшом количестве. А самое главное — два бронзовых котла с остатками заупокойной пищи. Всё осталось нетронутым.

Каменная выкладка, изображающая быка. Подобный геоглиф обнаружен в Центральной Азии впервые. Фото: ИИМК РАН

Каменная выкладка, изображающая быка. Подобный геоглиф обнаружен в Центральной Азии впервые. Фото: ИИМК РАН

Сенсацией стало обнаружение необычного геоглифа. Его археологи чудом зафиксировали под развалом каменных сооружений, уничтоженных построенной в советское время дорогой. Помогли съёмки места с квадрокоптера.

Мы относим находку к эпохе раннего бронзового века предполагаем, что это третье тысячелетие до н.э., — рассказывает Марина Килуновская.— Геоглиф уникален. Это выкладка размером 4 на 5 метров, изображающая фигуру быка. Рядом с ней  углубления, заполненные камнями и угольями. Вероятно, жертвенники. Подобных геоглифов на территории Тувы мы ранее не находили. Более того, их не встречали и во всей Центральной Азии. Мы видели довольно много ритуальных выкладок на юге республики, вблизи границы с Монголией. Но в основном это геометрические фигуры квадраты, круги, линии и т.п.

А самое интересное, что изображение показалось учёным знакомым. Они выполнили реконструкцию и совместили его с наскальными рисунками, найденными ранее на Алтае. Совпадение оказалось настолько точным, что кажется, будто одно изображение наложили на другое.

Реконструкция геоглифа, сделанная членом экспедиции Евгенией Никитиной. Фото: ИММК РАН

Реконструкция геоглифа, сделанная членом экспедиции Евгенией Никитиной. Фото: ИММК РАН

По словам Марины Килуновской, образ быка встречается по всему степному поясу Евразии. Оно и понятно: бронзовый век — эпоха этого животного. В те времена происходила большая миграция индоевропейского населения. С южнорусских равнин европейцы, носители ямной культуры, направились на восток. Они передвигались на быках до самого Китая. Бык и повозка, в которую он был впряжён, имели большое хозяйственное и культурное значение. Даже когда появилась лошадь, бык продолжал оставаться главной фигурой, которую археологи встречают на предметах искусства того времени. Ритуальный рисунок быка на земле — из этой же серии.

Все находки археологов будут отреставрированы в Институте истории материальной культуры РАН, а позже станут экспонатами Национального музея Республики Тыва.

Айвар Валеев