head-bg-picture

Центр подводных исследований РГО заручился поддержкой гидрографов Северного морского пути

Церемония подписания соглашения. Фото: ЦПИ РГО

Церемония подписания соглашения. Фото: ЦПИ РГО

Центр подводных исследований РГО заручился поддержкой гидрографов Северного морского пути Центр подводных исследований РГО заручился поддержкой гидрографов Северного морского пути

Центр подводных исследований (ЦПИ) Русского географического общества заключил соглашение о сотрудничестве с ФГУП "Гидрографическое предприятие", которое обеспечивает мореплавание в акватории Северного морского пути. Тесное взаимодействие двух организаций позволит значительно расширить зону поиска затонувших объектов, потенциально важных с исторической точки зрения, повысить эффективность поисковых работ и процесса получения новых знаний в областях гидрографии, экологии и истории.

Команда ЦПИ РГО будет проводить поисковые работы в Арктическом регионе на судах ФГУП "Гидрографическое предприятие", исследующих рельеф дна северных морей. Текст соглашения в исторической Штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге подписали исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин и генеральный директор ФГУП "Гидрографическое предприятие" Александр Бенгерт.

ФГУП "Гидрографическое предприятие" (организация госкорпорации "Росатом") осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства в акватории Северного морского пути: изучает подводный рельеф дна с целью поддержания актуальности морских навигационных карт, обеспечивает акваторию средствами навигационного оборудования. Предприятие выступает заказчиком-застройщиком по объектам нового строительства и эксплуатирует портовую инфраструктуру в границах акватории Севморпути.

Церемония подписания соглашения. Фото: ЦПИ РГО

Церемония подписания соглашения. Фото: ЦПИ РГО

Совместные планы двух организаций связаны с историей изучения и освоения Северного морского пути. Одна из основных задач — поиск судов, пропавших во время экспедиций в северных морях, и нанесение на карты мест их обнаружения.

Данью памяти русским морским первооткрывателям станут поиски шхуны "Ермак", которая была оставлена во льдах экипажем лейтенанта Павла Крузенштерна в 1862 году в ходе исследования пролива Югорский Шар, пароходов "Обь" и "Енисей", погибших в сентябре 1921 года во время первой советской Карской товарообменной экспедиции, затонувшего в шторм в том же году гидрографического борта "Аркос", парусно-моторной шхуны "Белуха", попавшей на отмель острова Белый и затонувшей во время экспедиции Главного управления Севморпути 24 сентября 1933 года, а также гидрографического судна "Зюйд", которое погибло 20 сентября 1939 года, наскочив на другую отмель острова Белый.

Системным изучением арктических морей ЦПИ РГО занимается с 2018 года, когда начались поисковые работы в Белом море. За это время с помощью многолучевого эхолота было обследовано 560 квадратных километров морского дна и обнаружено 15 затонувших судов. Семь из них удалось идентифицировать. Экспедиции ЦПИ РГО добирались до устья Северной Двины и мелководья западного берега острова Мудьюг, где найдены 20 полностью или частично замытых в грунт корпусов. Также ЦПИ РГО реализует программу экологического мониторинга в Карском море. Изучение подводного мира Русского Севера позволяет пролить свет на пока ещё неизвестные страницы истории, даёт новые знания в областях гидрографии и экологии.

Сергей Фокин. Фото: ЦПИ РГО

Сергей Фокин. Фото: ЦПИ РГО

— Объединение усилий наших организаций позволит существенно нарастить эффективность морских исследований на севере нашей страны и распространить их на всю акваторию Северного морского пути, что, безусловно, принесёт всем нам совокупный прирост знаний в областях гидрографии, экологии и истории,  отметил Сергей Фокин.

В 2023 году Гидрографическое предприятие будет отмечать 90-летие. Основание и развитие нашего предприятия — результат героизма отчаянных исследователей северных морей, многие из которых заплатили своей жизнью за гидрографические знания. Суда, пропавшие в ходе исследовательских экспедиций, важны для нашей памяти не меньше, чем имена первопроходцев. Мы хотим отдать дань памяти исследователям и нанести на карты места обнаружения их судов, — подчеркнул Александр Бенгерт.

Материалы по теме
Все
Лектории
Видеогалерея