Как появилась "богом данная" фамилия Арсеньев.
Дедом будущего путешественника был тверской мещанин Федор Иванович Гоппмайер. 13 марта 1848 года в Сарогожской церкви Покрова Божия Матери состоялось крещение незаконнорожденного сына дворовой девки Агриппины из сельца Алексейкова Весьегонского уезда Тверской губернии. Крестные: крестьянка Варвара Тавлеева и дворовой Арсений Тимофеев. Нарекли новорожденного Клавдием. Так появился на свет новый житель Российской империи. Отсутствие официального отца привело к тому, что вначале мальчишка получил фамилию Богданов, т.е. "Богом данный". А по имени крестного отца стал называться Арсеньевым.
Ровно через шесть лет помещик генерал-майор Николай Лодыгин "отпустил вечно и безденежно на волю крепостного своего, незаконнорожденного дворового мальчика Клавдия Богданова, писанного за мною по последней 9 ревизии при деревне Новое Самороково Весьегонского уезда, но с тем, чтобы он по написании сей отпускной или его родственники избрали род жизни и приписали его к какому-либо податному состоянию, до коего с настоящего времени ни мне, ни наследникам моим или родственникам дела нет и ни по чему не вступаться. Приметами он, Богданов, 6-ти лет, волосы имеет светло-русые, глаза карие, от оспы немного рябоват". Тогда же "вольную" получила и мать.
Фёдор Иванович Гоппмайер жил легко, любил выпить и совсем не заботился о будущем. Агриппина Филипповна вершила все дела и дома, и на усадьбе. Почти каждый день она уговаривала мужа узаконить сына. Фёдор Гоппмайер скончался в 1866 году, оставив свою фамилию только жене, благо брак свой они успели зарегистрировать.
Сын же стал именоваться по имени крестного – Арсеньев.
Богданов – Арсеньев, Клавдий Фёдорович (1848 – 1918) – отец Владимира Арсеньева.
После смерти мужа Агриппина Филипповна не осталась в имении и вместе с сыном переехала в Санкт-Петербург, где было проще жить, чем в деревне. Агриппина ходила по людям, кухарила, выполняла другую работу по дому.
Несмотря на все трудности, выпавшие на ее долю, она всегда была веселой и неунывающей женщиной. Этим отличался и ее сын Клавдий, которому пришлось всего в жизни добиваться самому. Невзгоды и трудности закалили его характер, который он сумел передать и своим детям.
14 января 1870 года в Христорождественской Песковской церкви в Санкт-Петербурге Клавдий Арсеньев обвенчался с Руфиной Кашлачевой.
Кашлачева - Арсеньева, Руфина Егоровна (1845 – 1918) - мать Владимира Арсеньева.
Она родилась в селе Нижневоскресенское Нижегородской губернии в 1845 году и была дочерью "вольноотпущенного г-жи Немчиновой" Егора Кашлачева, который работал в лесничестве в Макарьевском уезде. После смерти мужа мать Руфины - Александра Семеновна Кашлачева, бывшая экономка помещика, переехала с дочерью и сыном Иоилем в город. Со временем они смогли открыть там небольшую мастерскую по пошиву дамского платья. Дело пошло хорошо, и вскоре кроме матери с дочерью в мастерской работали две наемные швеи.
В первое время, когда молодожены поднимались на ноги, эта мастерская помогала им сносно жить.
В 1870 году у супругов появился первенец – сын Анатолий. Не заставил себя долго ждать и второй ребенок – Владимир, который родился 29 августа 1872 года.
Брак Клавдия и Руфины Арсеньевых оказался счастливым. Хотя жена и была на три года старше мужа, она во всем слушалась его. Клавдий Федорович работал в те годы конторщиком на Николаевской железной дороге. Эта должность, хотя и не давала большого дохода, все же позволяла семье жить безбедно.
Автор: Амир Хисамутдинов,
председатель архивно-библиотечной комиссии ПКО РГО – ОИАК