Признаюсь честно, я никогда не была патриотом своёго города. Уже в пять лет я грезила мечтами о переезде в столицу: перед глазами были пестрые картинки Красной площади, где громко звенят куранты, купола Храма Василия Блаженного напоминают леденцы, а плитка выстраивается в идеальный пазл. Но я родилась в другой столице – столице Забайкальского края.
"Нечистоты выливают за окно. Всё это похоже средневековые города, утопающие в помоях".
Так описывает мой родной город известный журналист. Однако могу признаться вот ещё в чём: я всегда ценила и относилась с трепетом к краю, в котором родилась и выросла. Всякий раз, приезжая в Читу и прогуливаясь по центральным улицам, последнее, о чём я думаю – загрязнённый воздух и разрушенные исторические постройки, ведь стены здешних зданий наблюдали за моими счастливыми школьными днями, первой влюбленностью и взрослением. Но как же больно и обидно, когда в ответ на "я из Читы" ты слышишь: "Ах да, та свалка, которую снимал Варламов".
"Чита – новая мусорная столица России", "Чита – хорошее место для ссылки" – громкие и обличающие названия видеосюжетов журналиста – Ильи Варламова.
"Ни в одном городе России я не видел такого ужаса, как в Чите. Свалки под окнами начинают гнить, заволакивая жилые дома сладковато-кислым тяжёлым запахом разлагающихся отходов. Тут не просто грязно, в городе настоящая экологическая катастрофа, бедствие, чрезвычайная ситуация. Нечистоты выливают за окно. Всё это похоже средневековые города, утопающие в помоях", – цитата из описания видеоролика журналиста, посвящённого экологической обстановке в моём родном городе.
К сожалению, не могу с ним не согласиться. Столица Забайкальского края стабильно возглавляет списки самых загрязнённых городов России. Для справки: город расположен в месте слияния двух рек Ингоды и Читы (в народе – Читинки) и окружен лесистыми сопками. Таким образом, наш город находится в котловине: этим обусловлено загрязнение воздуха, а исследования это подтверждают. Самые загрязнённые районы – те, где низина, тот же микрорайон Северный экологически чище, поскольку располагается на возвышенности (так же, как и центр города).
Всё своё детство я жила в районе под названием ГРЭС (аббревиатура подразумевает нахождение там государственной районной электростанции), а когда пошла в школу, мы с семьей переехали в центральный район. Первое время мне приходилось добираться по сорок минут до школы (для Читы это считается выше среднего на дорогу). Я проезжала КСК (район, где в советское время находилось одно из самых масштабных промышленных предприятий - Камвально-суконный комбинат).
На удивление, большинство моих читинских друзей за восемнадцать лет проживания бывали в этих местах от силы два-три раза, и то, по дороге до аэропорта. Я же знаю Читу разной, знаю её шире и масштабнее. Тот же КСК сейчас разрушен и полностью заброшен. Однако имеются определённые надежды на его восстановление или создание на этом месте нового мощного предприятия. В 2011 году местные власти передали земли с руинами комбината двум предпринимателям. Условием передачи было восстановление цехов и налаживание какого-либо промышленного производства.
На сегодняшний день доминирующей отраслью читинской промышленности является энергетика. В этой сфере успешно работает компания ТГК-14, в которую входят две главные местные теплоцентрали – Читинская ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 (первая находится на ГРЭСе). Самое интересное, что там же располагается Кенон – ближайшее озеро с курортным пляжем. Неудивительно, что год назад в нём нашли кишечную палочку, а мусор и искать не нужно, он просто лежит на берегу. Купаться рискуют не многие жители, но такие есть. В нашу речку Ингоду сбрасываются сточные воды, на маленькой Читинке нередко можно увидеть разноцветные бензиновые пятна. Если озеро располагается рядом с промышленными точками, то речки проходят в районе вокзала и "Большого Острова", где на берегах водных каналов можно нередко застать группы маргиналов. "Большой Остров" ещё с советских времен считался одним из самых криминальных районов города. Да и сейчас здесь проживает множество неблагополучных в социальном плане семей. Особенно много их в бараках и в частных домиках в районах промышленных предприятий.
Основными "загрязнителями" читинского воздуха являются вышеперечисленные ТЭЦ, а также ряд угольных котельных.
Существенная часть выбросов вредных веществ приходится на городской транспорт. Общая доля загрязняющих веществ, выбрасываемых в городскую среду от автотранспорта, в настоящее время составляет 50 % и эта доля растёт, так как количество автотранспорта увеличивается, а мероприятия по увеличению пропускной способности наших улиц, строительству каких-либо дорожных развязок не выполняются.
К тому же, при проведении ежегодного технического осмотра сотрудники ГИБДД перестали требовать от владельцев автотранспорта соблюдения норм токсичности и дымности отработавших газов — это при резком ухудшении экологической обстановки в городе. В результате загрязнения окружающей среды от выбросов автотранспорта страдают растительный и животный мир. Понижается урожайность садово-ягодных культур на дачных участках, расположенных у магистралей, лесному хозяйству наносится значительный ущерб, из-за отмирания целых участков лесонасаждений. В Чите делается попытка перевода автотранспорта с бензина на газ, в городе действуют две газозаправочные станции. Это только робкий шаг в направлении применения альтернативного вида топлива в нашей области. Наши соседи по региону, Иркутская область, давно и успешно внедряют газовое топливо для заправки автотранспорта.Власти города пытаются решить вопрос перегруженности улиц транспортом, расширяя проезжую часть центральных улиц. Правда, при этом во многих местах вырубаются зелёные насаждения, не делаются водостоки, а кое-где даже не благоустраиваются тротуары.
С другой стороны, массовая вырубка или обрезка деревьев спасла многих читинцев от сезонной аллергии на тополиный пух. Дело в том, что в советское время по обочинам дорог были высажены в основном "женские" тополя, каждое лето радующие жителей города огромным количеством пуха в воздухе.
Одна из самых громких проблем – образование свалок. Три года назад, когда вышло видео Ильи Варламова, я решила проигнорировать его просмотр. До сих пор я придерживаюсь позиции, что Читу просто полили грязью, видимо, журналист считает, что осветить масштабы проблемы можно только в грубой и саркастической форме. Бо́льшая часть ответственности лежит на людях и правительстве, которое игнорирует старые "образования", однако контролирует появление новых, по моим наблюдениям. Грязь на окраинах и вокзалах есть, но у меня, как и у большинства жителей, настолько замылился глаз, что развалины в черте города становятся обычным явлением, а на фоне открытия новых кинотеатров, кофеен и торговых центров - тьма, суровые зимы и смог уходят на второй план. Ты просто привыкаешь к унылым улицам, списываешь всё на резко континентальный климат, забывая о том, что бывает по-другому.
Вру, читинец не забывает, он либо переезжает в центр России, либо живёт свою жизнь, продолжая критиковать город. Но, к счастью, инициативных, неравнодушных и небезучастных людей становится больше. За последний год реконструировали Драматическую площадь, Шумовский дворец, отстроили Куку (санаторий с минеральными водами), облагородили немало парков. Но всё же, где вопрос экологии? Я искренне рада, что город маленькими шажками движется в сторону лучшей жизни. Только важно понимать, что хорошее будущее маловероятно с неразрешёнными проблемами настоящего.
Источники:
Автор: Лизунова София, Журфак МГУ