Член челябинского регионального отделения Александр Лоренц побывал у салымских хант

Член челябинского регионального отделения Александр Лоренц при поддержке Челябинское отделения Русского географического общества отправился с экспедиционным заданием к салымским хантам на стойбище. Это была его детская мечта.

Дорога состояла из трех частей: 200 км на машине до поселка Салым, 150 км на лодке вверх по течению реки Большой Салым и 4 км пешего маршрута по болоту.

Как рассказывает Александр по пути до стойбища его команда не встретила ни одного человека. «Места там дикие. Поездка согласовывалась долго - еще в конце зимы. Отдаленность стойбища накладывала отпечаток на длительность и сложность путешествия. Добраться туда можно либо на вертолете, либо зимой на снегоходе, либо летом по реке на моторной лодке. И как раз затянувшийся переход зимы в лето затянул со сроками.

150 км по реке, изобилующей опасными поворотами, скрытыми под водой корягами, медведями, да и не обошлось без поломки мотора.

Приехав в Салым нас встретил Тарас, хозяин стойбища куда мы собрались, сразу обращало на себя ружье, висевшее через плечо и полный пояс патронов. На мой немой вопрос зачем, ответил коротко: «Мало ли что в дороге».

По реке мы время от времени встречали пустующие стойбища других хантов. Но хозяев видно не было. Все были заняты

делами в лесу. Надо сказать, что почти все ханты на Салыме родственники и пришли они сюда с Юганской Оби.

Выехав из Салыма в 8 утра, с учетом поломки мотора мы причалили к месту высадки только в 4 часа вечера.

Нас сразу окружили тучи комаров. Мы не без труда преодолели 4 км по болоту, потеряв по дороге всю влагу из организма с потом и всю кровь с комарами. Близость стойбища мы поняли по попадавшимся возле тропы ловушкам на глухарей. На подходе к стойбищу нас встретила жена Тараса, Светлана со старшим сыном. Они взяли часть груза, и мы быстро добрались до места.

Нас ждали два дня знакомства с миром хантыйского стойбища .

Мир хант оказался очень добрым уютным и практичным. Тарас и Светлана оказались открытыми людьми, делившихся с нами всем подробностями быта, своими планами, традициями.

Жизнь на стойбище привязана к природным циклам: уровню воды в реке, миграции рыбы и дичи, урожаю ягод. Все это и определяет текущие занятия ханты. Единственные представители цивилизации на стойбище были лодочный мотор, снегоход и спутниковая антенна для связи.

Стойбище состояло из невысокого деревянного сруба 6*6 , построенного рядом лабаза для хранения сьестных припасов, летней кухни и хлебной печи. Стойбище находилось на широкой песчаной поляне, окруженной со всех сторон низкорослым сосняком. Рядом находилось озеро.

За два дня мы успели очень много. Мы добывали корень кедра, который они используют вместо ниток, пекли хлеб, делали посуду из бересты пробовали выделывать шкуры, рыбачили – проверяли поставленные на озере сети. Пробовали управляться с долбленной лодкой «облас». Отдельно о местной кухне. Мы попробовали лося, мне кажется, во всех его вариантах: лосятина жареная, тушеная, сушеная (это такой хантыйский хамон), мы макали хлеб в топленый жир лося и ели (это незабываемо). Щука была тоже в разных агрегатных состояниях: сушеная, копченая, маринованная, пирог из щуки, котлеты и, разумеется, строганина. Разнообразие десертов обеспечивали ягоды свежая: клюква и брусника с урожая прошлого года и разнообразные варенья.

Вообще на стойбище из рыбы и дичи практически ничего не остается. Дичь едят, из шкур шьют одежду, кости используют как орудия труда. Рыба используют как основное повседневное блюдо, кроме того, она круглогодично идет на корм собакам и рыбу используют как удобрение для небольшого огорода на стойбище.

Быстро пролетели два дня. Успели сдружиться с простыми душевными, где-то наивными людьми и снарядились в обратный путь. Он уже прошел без приключений».