15 октября 2022 на борту атомного ледокола “Ленин” состоялось заседание Мурманской межрегиональной общественной организации “Ассоциация морских капитанов”. В Ассоциацию входит член Совета Мурманского областного отделения РГО Ростислав Гайдовский. В заседании также принял участие мурманский фотограф, член РГО по Мурманскому областному отделению Виталий Новиков.
Заседание открыл председатель Ассоциации Алексей Марков. Он рассказал об организационных изменениях в Арктическом судоходстве, об основных принципах организации арктического судоходства в зимнюю навигацию 2022-2023 годов, а также представил книги по морской тематике.
“Арктический караван” - сборник рассказов, стихов, воспоминаний моряков и полярников об освоении Арктики, работе ледокольно-транспортных судов в полярных водах.
Затем была представлена книга члена Ассоциации капитанов и капитана морского порта “Большой порт Санкт-Петербург” Александра Волкова “Капитан над портом”. Книга написана на большом количестве архивных исторических материалов и посвящена первому в истории России капитану порта Кронштадт Эдварду Лейну, соратнику Петра Первого, 350-летие, которого Россия отмечает также в 2022 году.
Продолжая тему юбилеев, Алексей Марков напомнил, что в 2022 году отмечается 90-летие прохода парохода “Александр Сибиряков” Северным морским путем с запада на восток за одну навигацию. Результаты этого похода послужили толчком к созданию мощной, для своего времени, организации “Главсевморпуть”, 90-летие которой будет отмечаться в декабре этого года.
В 2022 году также отмечается 80-летие подвига парохода “Александр Сибиряков”. В августе 1942 года, под командованием капитана Анатолия Качаравы, он повторил бессмертный подвиг крейсера “Варяг”, вступив в неравный бой с фашистским крейсером “Адмирал Шеер”. Капитан парохода предупредил другие суда, находящиеся в Арктике и Штаб морских операций на Диксоне о нахождении вражеского крейсера в Карском море. Суда с грузом для фронта рассредоточились во льдах Карского моря и были недосягаемы для вражеского военного судна. Пароход “А. Сибиряков” затонул, большинство членов экипажа и пассажиры погибли, остальные попали в плен.
Алексей Марков напомнил, что в этом году исполнилось бы 100 лет почетному члену Ассоциации, капитану Ивану Павловичу Лопатину. Иван Павлович участник ВОВ. После ВОВ он закончил Архангельское мореходное училище и поступил в Мурманское морское пароходство (ММП), работал штурманом и капитаном на ледокольно-транспортных судах. Затем в 1959 году он возглавил морскую инспекцию ММП. В дальнейшем он стал заместителем начальника пароходства по безопасности мореплавания. Под его руководством шло активное пополнение флота судоходной компании. В состав ММП поступали новые дизельные и атомные ледоколы, ледокольно-транспортные суда. При его непосредственном участии были подготовлены и осуществлены такие исторические события, как организация круглогодичной навигации в Западном секторе Арктике, доставка грузов для нефтяников Ямала и выгрузка его на ледовый припай порта Харасавей, организация первого в мире похода атомохода “Арктика” на Северный Полюс, сверхранние рейсы транспортных судов в ледовых условиях в восточный сектор Арктики. Иван Лопатин воспитал не одно поколение судоводителей и капитанов, умел выдвигать на новые должности лучших и достойных. Его уважали моряки, коллеги и другие участники арктического судоходства. Не даром на флоте его называли “Капитаном капитанов”.
Затем на заседании выступил капитан Ростислав Гайдовский, член Совета МОО РГО и один из старейших членов Ассоциации. Он поделился впечатлениями о поездке в Санкт-Петербург на празднование 105-летия ледокола “Красин”. Ростислав Гайдовский был последним действующим капитаном ледокола “Красин”. Затем он рассказал о деятельности Русского географического общества. Коллеги с интересом выслушали сообщение о мероприятиях, которые организует Мурманское областное отделение РГО, в числе которых комплексная экспедиция на Новую Землю. Проводятся работы по поддержанию памятников, мемориалов защитникам Заполярья, захоронений воинов - участников ВОВ.
На заседании обсуждены вопросы строительства новых морских терминалов в акватории СМП, об организации морской инфраструктуры на новых терминала в Енисейском заливе. Капитан Олег Куфто рассказал, как ведется строительство нефтяного терминала в бухте Север компанией “Восток ойл” и терминала “Енисей” по перегрузке таймырского угля компанией “Северная звезда”. Член РГО капитан Сергей Вивиора рассказал, как идёт подготовка возглавляемое им судна, которое планирует работу по вывозу угля с терминала “Енисей” порта Диксон. Выступали другие члены Ассоциации.
Затем Председатель Ассоциации рассказал о праздновании морской общественностью 50-летнего юбилея экспериментального рейса д/э “Гижига” (Мурманское морское пароходство) по продлению летней навигации в Арктике и на реке Енисей. Юбилей из-за пандемии пришлось отложить, и праздновали его только в этом году. В память об этом юбилейном рейсе, выпущена брошюра, памятные медаль и значок.
Суть эксперимента состояла в том, что навигация в Арктике до 70-годов прошлого столетия длилась всего 75-90 суток. Однако Норильскому промышленному району требовалась непрерывно-действующая транспортное сообщение с “большой землей” для завоза строительных, продовольственных грузов и вывоза продукции Норильского комбината. Эксперимент был тщательно спланирован, организован и реализован. Было задействовано большое количество организаций для создания ледокольной группировки, научно-методического обеспечения рейса, подготовки достоверных гидрометео- и ледовых прогнозов, проведения авиационной разведки, гидрологических работ и сбора других важных сведений. Экспериментальный рейс д/э “Гижига” начался 11 ноября 1970 г. и успешно завершен в порту Мурманск 3 декабря. В порту Дудинка д/э “Гижига” был обработан за 7 суток и смог покинуть порт 26 ноября. В ледовых условиях Карского моря и Енисейского залива судно шло под проводкой первого атомного ледокола “Ленин” и ледокола “Мурманск”, а по реке Енисей - под проводкой ледоколов “Капитан Воронин” и “Капитан Белоусов” (название каждого судна - это история освоения Арктики). Капитаном д/э “Гижига” был опытный полярный капитан Владимир Николаевич Маков, старшим помощником капитана Валерий Иванович Шестопалов (см. ниже справку). В то время этот экспериментальный рейс, без преувеличения, можно было сравнить с полетом космического корабля на Луну. Только спустя 6 лет, постепенно шаг за шагом, с поступлением новых мощных атомных и дизельных ледоколов типа “Арктика” и “Капитан Сорокин”, современных ледокольно-транспортных судов типа “Дмитрий Донской”, “Норильск”, накоплением новых данных о льдах Енисейского залива, приобретении опыта, стала возможной круглогодичная навигация судов в порт Дудинка. Цель по организации круглогодичной навигации в Западном секторе Арктики, поставленная Правительством СССР, руководством Норильского комбината была достигнута.
Капитаны – члены Ассоциации внесли предложение об установке в Мурманске в районе мемориального комплекса морякам (ул. Челюскинцев) памятника подвигу легендарного парохода “Александр Сибиряков” - участнику Полярных конвоев в Советской Арктике.
Решили направить от Ассоциации письмо в адрес Мурманского областного отделения РГО об установлении в городе Мурманск памятника подвигу парохода “Александр Сибиряков”.
Справка: Валерий Иванович Шестопалов затем стал капитаном ледокольно-транспортных судов Мурманского морского пароходства, был первым капитаном атомного ледокола “Таймыр”. В 1977 году в должности капитана д/э “Гижига” участвовал в сверхраннем экспериментальном рейсе по завозу грузов для нефтяников Ямала и выгрузке груза на ледовый причал (припай) на Харасавее. Затем Валерий Иванович был начальником по организации первых отгрузок нефти на арктическом шельфе Баренцева моря в районе порта Варандей.