Члены Русского географического общества почтили память Героя Советского Союза, Почетного полярника Александра Полянского

3 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, Почетного полярника, старшего радиста Главсевморпути, инженер-капитана Северного Морского пути 3 ранга Александра Полянского.

1.jpg

Полянский Александр Александрович  (21.(03.02).01.1902, д. Полянки, Вологодской губ. - 5.10.1951, г. Архангельск), радист. Герой Советского Союза (1940), Почетный полярник (1940), инженер-капитан Северного Морского пути 3 ранга.

В возрасте 6 лет, в 1908 году, Александр с родителями переехал в город Архангельск. В семье было еще два брата Николай и Владимир. Александр окончил 4 класса церковно-приходской школы, а в 1917 году — Островлянскую второклассную учительскую школу. Получив звание "учителя школы грамоты", поступил на работу конторщиком в Архангельский торговый порт. В 1920 году Александр Александрович добровольцем записался в Рабоче-Крестьянский Красный Флот и был зачислен в Школу службы связи Белого моря, которую окончил в 1921 году.

Профессия радиста определила всю его судьбу и навсегда связала с Арктикой. В 20-е годы XX в. А.А. Полянский участвовал бортрадистом в разведочных полетах аэропланов и корректировал движение судов, указывая капитанам наиболее обильные места лежбищ морского зверя. С 1921 по июнь 1937 — служил радистом на судах торгового морского флота, гидрографических судах "Соломбала" и "Пахтусов". Провёл несколько зимовок в Арктике.

2.jpg

В июне 1937 года был назначен старшим радистом ледокольного парохода "Георгий Седов" Главсевморпути.

В 1937 году при производстве океанологических исследований в море Лаптевых, "Седов" задержался и не смог своевременно вернуться в порт. То же самое произошло и с ледокольными пароходами "Садко" и «Малыгин». Для взаимной помощи все три корабля объединились, чтобы постараться пробиться сквозь замерзающее море, но были зажаты льдами. "Седов", совместно с "Садко" и "Малыгиным" начали дрейфовать на север. Так началась их высокоширотная экспедиция.

Только летом 1938 года к дрейфующим судам на помощь был направлен ледокол "Ермак", который вывел изо льдов в открытое море "Садко" и "Малыгина", с оставшимися членами экипажа. Однако на ледоколе "Георгий Седов", во время ледовых сжатий, было повреждено рулевое управление, и он не мог следовать за "Ермаком" даже на буксире. В связи с опасением, что и другие суда могут застрять во льдах, руководством Главсевморпути было принято решение оставить на вторую зимовку только "Седова".

3.jpg

Так, с 28 августа 1938 года, "Георгий Седов" был оставлен в дрейфе на вторую зимовку как плавучая научно-исследовательская станция. На борту ледокола остались только добровольцы - 15 членов экипажа под руководством капитана Константина Бадигина, которого перевели с ледокола "Садко".

4.jpg

Перед "седовцами" стояли две основные задачи: сохранить корабль и максимально использовать все обстоятельства дрейфа для проведения наиболее полных и точных научных наблюдений.

Капитану Константину Бадигину было всего 29 лет, но в Арктике он уже зарекомендовал себя как опытный моряк и отличный капитан. Он смог быстро организовать авральные работы, и четко распределил обязанности между всеми членами экипажа.

Для решения первой задачи "седовцы" укрепили корпус судна и, что еще наиболее важно, - выработали особую, свою, тактику борьбы с напором льдов при помощи взрывных веществ.

Для решения второй задачи был задействован практически весь экипаж. А ведь среди экипажа не было ученых-профессионалов кроме Виктора Буйницкого, тогда еще студента Гидрографического института Главсевморпути.

5.jpg

Экипаж дрейфующего корабля вел ежедневную, упорную борьбу с суровой стихией Севера, и при этом, старался максимально использовать все возможности для научных наблюдений. Впервые были исследованы районы, где ранее не ступала нога человека. Они проводили наблюдения по метеорологии, гидрологии, земному магнетизму и измерению силы тяжести приблизительно по той же программе, что и станция "Северный полюс".

Но надо признать, что главными наблюдениями "седовцев" были метеорологические и океанологические. Метеонаблюдения проводились ежедневно каждые 2 часа и 4 раза в сутки передавались по радио на Большую землю, где эти данные оперативно использовались при составлении карт погоды.

Свою круглосуточную вахту на радиостанции нес старший радист Александр Полянский. К этому времени он уже одиннадцать лет провел в Арктике и сумел обеспечить прекрасную и бесперебойную связь ледокола с Большой землей. За время арктического дрейфа судна (с октября 1937 года по январь 1940 г.) он практически непрерывно (4 раза в сутки) передавал метеосводки, научные и другие материалы. Известно, что за весь период дрейфа им было передано 572 тысячи слов, за что получил неофициальное звание "снайпер эфира". Только в последние дни дрейфа радиостанция "Г. Седова" работала по 11 часов в сутки, передавая по 10 тысяч слов!

6.jpg

Для поддержания спортивной формы, на судне были введены обязательные спортивные занятиями и соревнования.

9 августа 1939 года "Георгий Седов" достиг самой северной точки дрейфа.

Для оказания помощи и выводу ледокола на чистую воду, 3 января 1940 года в Гренландское море был направлен флагман отечественного флота - ледокол "Иосиф Сталин" под руководством капитана Михаила Белоусова. Экспедицией руководил Иван Папанин.

13 января 1940 года ледокол "Иосиф Сталин" вывел "Седова" изо льда, и уже 29 января "Георгий Седлов" самостоятельно перешел в Мурманск.

7.jpg

Так закончился 812-суточный героический дрейф ледокола "Георгий Седов".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы исследований в трудных условиях Арктики и проявленное при этом мужество и настойчивость все 15 членов экипажа ледокольного парохода "Георгий Седов" были удостоены звания Героя Советского Союза.

8.jpg

В архиве семьи Полянских бережно хранится удостоверение «старшему радисту л/п "Георгий Седов" Главсевморпути Александру Полянскому» о присвоении звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина
(№ 2627) и медали "Золотая Звезда" (№ 232).

За свой подвиг 15 членов экипажа "Г. Седов" в 1940 году вместе с Александром  Полянским были впервые удостоены звания "Почетный полярник", утвержденного в 1939 году. Сам ледокольный корабль "Георгий Седов", 3 февраля 1940 года, был награжден орденом Ленина.

В Архангельске Герою Советского Союза А.А. Полянскому вместе с братом Николаем Александровичем был выделен участок земли под застройку дома у реки Соломбалки. Договор вступал в действие с марта 1940 года сроком на 40 лет, к нему прилагался проект дома. Уже весной 1941 года две семьи братьев Полянских поселились в отстроенном доме по адресу улица Гуляева, дом 13 (ранее улица Саженная). В этом доме семьи проживали фактически до сноса здания (в 1989 году), связанного со строительством первого Соломбальского микрорайона (МЖК), но Александр Александрович Полянский бывал в новом доме редким гостем.

9.jpg

Самоотверженная работа в период дрейфа подорвала здоровье, однако, несмотря на полученные заболевания, Александр остался работать в Арктике и с апреля 1941 г. он был назначен начальником полярной станции в Карском море – о. Белый. Сейчас это станция Росгидромета МГ-2 им. Михаила Попова.

На острове Белый Александр Полянский работал вместе с женой в военные годы: с 1941 по 1944 годы. Вместе с их малолетними детьми Зоей и Виктором на станции было 7 человек. Только в 1944 году прибыла смена полярников, и семья смогла вернуться на Большую землю.

Усилия полярников в годы Великой Отечественной войны позволили достичь главной цели – регулярности и надежности транспортных операций на Севморпути в течение всего военного периода, в условиях активных действий врага и в этом деле неоспоримы заслуги "снайпера эфира" А.А. Полянского.

За бессменную полярную вахту на станции о. Белый (теперь станция им. М.В. Попова) в период с 1941 по 1944 годы, А.А. Полянский был награждён медалями: "За оборону Советского Заполярья" (5.12.1944) и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (9.05.1945).

Но и после окончания войны он остался верен Арктике: с 1945 года возглавлял морские гидрометеорологические станции Марресаля и о. Андрея. С 20 июля 1951 года был назначен начальником инспекторской группы полярной станции Амдерма, однако поработать на этой должности не удалось. Александр Александрович скоропостижно скончался 5 октября 1951 года на борту судна "Кировоград", которое должно было доставить его к новому месту работы в Амдерме. Похоронен на Соломбальском кладбище в Архангельске.

Отмечая личные заслуги Александра Александровича в освоении Арктики, 9 сентября 1949 года ему было присвоено персональное звание "инженер-капитан Северного морского пути 3 ранга", а в апреле 1940 г. в СССР была выпущена почтовая марка, посвященная героям-седовцам. В честь парохода была названа группа островов Северной Земли. В 1959 году именем А.А. Полянского было названо озеро в Антарктиде (оазис Бандера), открытое Советской Антарктической экспедицией в 1956 году. Как известно, на географической карте случайных имен не бывает!

Осенью 2015 года средней общеобразовательной школе № 18 г. Вологды было присвоено имя Полянского. На стеле Героев Советского Союза в г. Вологде выбито имя Александра Полянского. В книге "Золотые звезды вологжан" описан его подвиг.

Продолжая традицию по увековечению памяти исследователей Арктики, в навигацию 2016 года на служебном здании полярной станции им. Михаила Попова (о. Белый) была установлена памятная доска о подвиге Александра Полянского.

10.jpg  11.jpg

Общий вид служебно-жилого комплекса станции им. М.В. Попова (о. Белый) с мемориальной доской.

В настоящий момент, инициативная группа вместе с членами Архангельского центра Русского географического общества и родственниками Героя продолжает работу по увековечению памяти Александра Полянского непосредственно в Архангельске. Принято решение в текущем году - к 120-летию со дня рождения Полянского и 85-летию героического дрейфа «седовцев» - установить мемориальную доску на фасаде служебного здания Северного управления гидрометслужбы. Установка мемориальной доски в Соломбале будет служить связующим звеном между поколениями полярных исследователей, напоминать о бескорыстном служении Отечеству наших предшественников и способствовать патриотическому воспитанию молодежи.

Встреча в день 120-летия Александра Полянского участников инициативной группы в Архангельске.

В день 120 летия Александра Полянского, 3 февраля 2022 года, в Архангельске на Соломбальском кладбище члены Архангельского регионального отделения Русского географического общества, руководство, ветераны и профсоюз Северного управления гидрометслужбы почтили его память. На встречу пришли профессор САФУ, доктор исторических наук Андрей Репневский, заместитель министра Архангельской области - начальник управления по делам молодежи и патриотическому воспитанию Иван Жернаков, Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Светлана Коваль, а также родственница Полянского. Было сказано много хороших слов об Александре Полянском, прозвучали воспоминания его племянницы Татьяны Смольниковой о последних днях жизни в Архангельске, возложены цветы к его могиле.

Подготовила: Ирина Паромова, ветеран Северного управления гидрометслужбы, Заслуженный метеоролог России (2010), действительный член РГО (с 1978).

Использованы фотографии из семейного архива Алексея Николаевича и Зои Александровны Полянских, пресс-службы ФГБУ «Северное УГМС».