Что мху нипочём, то папоротнику — смерть: географы МГУ оценили влияние керосина на растительность

Фото: Влад Степаненко, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

Папоротники могут стать естественными индикаторами загрязнения природных сообществ нефтепродуктами. Они хуже других растений переносят попадание в почвы керосина. К таким выводам пришли учёные географического факультета МГУ по итогам первого этапа исследования, которое проводится в различных регионах России и Казахстана.

Географы уже изучили реакцию растительности на внесение керосина в почвы на примере дальневосточной тайги в Амурской области. Осенью 2021 года работы в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований пройдут в европейской части страны, следующим летом — в казахских полупустынях. Выяснилось, что быстрее всех после загрязнения восстанавливаются сырые луга. За ними по скорости восстановления идут низинные болота, лиственные, а затем и смешанные леса.

"Мы установили, что для южной тайги Дальнего Востока пороговый уровень загрязнения, приводящий через один год после внесения керосина к существенным изменениям в структуре различных растительных сообществ, находится в интервале между 5 и 25 граммами керосина на килограмм почвы. При этом лесные сообщества значительно уязвимее к воздействию керосина по сравнению с лугами и болотами в долинах рек", — рассказала заведующая лабораторией экологической безопасности геофака Татьяна Королёва, которая руководит исследовательскими работами.

Высокую устойчивость к воздействию нефтепродуктов продемонстрировали мхи: успешное восстановление мохово-лишайникового покрова происходит спустя один год даже при сильном загрязнении. Сравнительно высокой устойчивостью к воздействию керосина обладают кустарнички, низкой — папоротники, что позволяет использовать эти растения в качестве биоиндикаторов загрязнения керосином.

zvezdnyy_paporotnik-332315.jpg

Фото: Майя Сажаева, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

"Полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы для оценки рисков загрязнения при строительстве объектов топливно-энергетического комплекса и транспортных систем. А также для оценки экологического ущерба при авариях, в процессе которых происходит разлив нефтепродуктов", — отметила Татьяна Королёва.

Географы напомнили, что в последнее время подобные аварии регистрируются в России ежегодно. К примеру, крупная утечка дизельного топлива произошла в Норильске в мае 2020 года, более 44 тонн керосина вылились на Таймыре в июле 2020-го. В нынешнем августе в Забайкальском крае произошла железнодорожная авария с участием состава цистерн с керосином.

Полные материалы исследования в рамках проекта "Факторы и механизмы формирования адаптационной ёмкости почвенных экосистем гумидных и аридных ландшафтов к загрязнению керосиновыми топливами" опубликованы в журнале Science of the Total Environment (Elsevier BV, Нидерланды) в номере 772.