Что нам известно о тайне "каповой берёзы"?

Экземпляры каповой березы у деревни Бикбирда Зианчуринского района РБ. Фото К.С. Янбаева

Если вы думаете, что учёным давно всё известно о российских лесах, и загадок совершенно не осталось — вы глубоко ошибаетесь. Одним из доказательств может стать тайна «каповой березы». Дерево обнаружили ещё в 2004 году, а однозначного ответа на вопрос, что же это за явление — до сих пор нет. Нашёл необычное растение пенсионер Вооруженных сил СССР, майор в отставке Касим Сагиткиреевич Янбаев. В деревне Бикбирда Республики Башкортостан он наткнулся на пять берёз с капами — своеобразными наростами на стволах. Диаметр четырёх из них, округлых по форме, составлял от 50 до 100 см, пятый выглядел настоящим гигантом: «престарелая» берёза была опоясана в нижней части ствола причудливым наплывом, который достигал в обхвате 3 м 30 см.

Утолщения в нижней части ствола представляют собой разрастания «спящих» почек. Эти почки предназначены на случай катастрофических событий в жизни дерева, например, гибели основного ствола. Обычно они «отдыхают» в течение всей жизни, но при необходимости пробуждаются, чтобы сформировать несколько дополнительных побегов. С каповой березой дело обстоит совсем иначе: на стволе «здравствующего» дерева по какой-то причине закладывается множество почек, которые постепенно увеличиваются в размерах вместе с прилежащей древесиной. Интересно, что начинается это процесс чаще всего в 20-30-летнем возрасте. Почему – неизвестно.

Инфекционная гипотеза происхождения каповых наростов на сегодняшний день не подтверждается. Учёные больше склоняются к генетической природе этого явления. Ещё до войны в Ивантеевском дендрарии под Москвой из семян, собранных с одного дерева каповой берёзы, была заложена рощица: по прошествии времени оказалось, что среди 50 деревьев одно унаследовало «материнскую» особенность, сформировав крупный кап, причем позднее появились и дополнительные скопления спящих почек. В дальнейшем сотрудники дендрария сделали 200 прививок черенков с каповой берёзы на обычную берёзу пушистую, и после 20-летнего нормального роста обнаружили ту же тенденцию «капообразования» на многих привитых растениях.

zianchurinskiy_rayon.jpg

В Зианчуринском районе РБ. Фото В.П. Путенихина

Чем же интересны капы, помимо вышеупомянутого феномена? Древесина капа на срезе очень красива и не уступает в этом отношении знаменитой карельской берёзе. К тому же, она очень прочна и стойка, не трескается, не ссыхается и не разбухает от сырости. До революции кап оценивался на вес золота — по 70 рублей за кг сухого веса. Народные умельцы мастерили из каповой древесины уникальные поделки и предметы домашнего обихода. В позапрошлом столетии известный вятский мастер Семен Бронников изготовил из стволового капа 10 деревянных часов (корпус сделан из капа, механизм — из древесины пальмы, стрелки — из жимолости, а пружина — из бамбука); один экземпляр этих часов хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Другой вятский мастер Амвросий Козявин делал из капов музыкальные шкатулки с секретом, за них платили баснословные по тем временам деньги — до 1500 рублей за штуку. 

Стоит отметить, что наша красавица-берёза, давно ставшая своей для многих народов, — неординарная лесная порода. Ей присуще высокое, как говорят специалисты, формовое разнообразие. Ярким примером является карельская берёза — природная разновидность обычной берёзы повислой. Озеленителям известна берёза далекарлийская с мелкими рассеченными листочками, а резчики по дереву знают о ледяной берёзе — ещё одной разновидности с оригинальной «льдистой» текстурой древесины.

У каповой берёзы выделяют так называемую капокорешковую форму, нарост у которой образуется в прикорневой зоне и постепенно обволакивает всю нижнюю часть ствола. Корневые капы иногда достигают исполинских размеров — до 1 м 93 см в диаметре и до 2 тонн весом.

dub_i_bereza_zianchurinskiy_rayon_2.jpg

Дуб «ухаживает» за березой (Зианчуринский район РБ). Фото К.С. Янбаева

Стволовые капы такими крупными бывают редко. В конце 1950-х годов биологию капокорешковой берёзы в Башкирии изучал замечательный учёный, Заслуженный лесовод БАССР, лауреат Государственной премии РФ Юрий Федорович Косоуров. Согласно его исследованиям, капообразование характерно только для березы пушистой, поскольку слишком толстая корка у берёзы повислой препятствует выходу колоний спящих почек наружу. Формирование прикорневых капов, как считает учёный, стимулируется объеданием поросли березы скотом, что вызывает массовое появление спящих почек и побегов при основании стволика.

Судя по фотографии Касима Янбаева, самый большой зианчуринский кап в поперечнике составляет не менее 1 м 30 см. Без сомнения, он может стоять в ряду «капов-рекордсменов», известных в настоящее время у берёзы в России. Из давнего сообщения известен ещё один рекорд — когда-то в Башкирии было обнаружена береза с 40 капами на стволе. Но неизвестно, где она находится и сохранилась ли.


Валерий Путенихин

Действительный член РГО, доктор биологических наук