Что нашли поисковики в ходе второго сезона экспедиции по исследованию трассы Алсиб

Остатки эмблемы ВВС Армии США. Фото: Алексей Никулин

Остатки эмблемы ВВС Армии США. Фото: Алексей Никулин

Что нашли поисковики в ходе второго сезона экспедиции по исследованию трассы Алсиб Что нашли поисковики в ходе второго сезона экспедиции по исследованию трассы Алсиб

80 лет исполнилось со дня начала работы героической воздушной трассы Аляска — Сибирь. "Для истории срок небольшой, а для человека это целая жизнь. Ветераны за это время состарились. Многие ушли из жизни", — писал в 1991 году бортрадист Виктор Глазков, перегнавший 23 транспортных самолёта С-47 "Дуглас". Его неопубликованную рукопись, архивные источники и другие ценные артефакты обнаружили участники экспедиции по обследованию объектов воздушной трассы Алсиб в ходе второго полевого сезона.

Обследовано 13 мест авиакатастроф. Масштабным событием второго сезона стало экспонирование обнаруженных артефактов, в ходе расширенного заседания коллегии Минобороны России. Общий вес доставленных в Москву объектов военно-технической истории составил 21 тонну. Рассказываем о самых ценных находках Алсиба в 2022 году.

28 августа 1943 года вблизи чукотского аэродрома Уэлькаль транспортный С-47 "Дуглас" под командованием старшего лейтенанта Евгения Герасимова в условиях плохой видимости врезался в гору. В горах рядом с озером Горное поисковики нашли большое количество фрагментов американского самолёта: радиоприёмник ARR-11, педали управления, лопасть воздушного винта, крылья и фрагмент кабины.

Ценной находкой стал комсомольский билет №9248726 на русском и казахском языках. Судя по месту выдачи билета, его владельцем, вероятно, был бортрадист, сержант Пётр Оконечников, который родился в деревне Кутихи Зыряновского района Восточно-Казахстанской области. В год катастрофы Петру было всего 19 лет.

Комсомольский билет №9248726. Фото предоставлено участниками экспедиции

Комсомольский билет №9248726. Фото предоставлено участниками экспедиции

— Комсомольский билет был найден непосредственно в месте катастрофы — там, где самолёт Герасимова врезался в гору, — рассказывает руководитель экспедиционного направления Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин. — В момент столкновения температура там была такая, что авиационный алюминий плавился и сейчас лежит слитками. Поэтому поистине удивительно, что документ сохранился во время аварии и 79 лет ждал своего часа под тяжёлыми камнями. Параллельно ведётся работа по поиску родственников сержанта Оконечникова и других погибших членов экипажей разбившихся самолётов.

Фрагменты хвостовой части фюзеляжа "Дугласа" под управлением майора Фёдора Пономаренко были найдены участниками экспедиции на Чукотке, в районе верховья реки Быстрой. На хвостовом киле хорошо видны элементы эмблемы ВВС Армии США — белая звезда в синем круге. За годы нанесённая на самолёт краска облезла и проявилась его первоначальная заводская покраска.

Часть фюзеляжа. Фото: Анна Юргенсон

Часть фюзеляжа. Фото: Анна Юргенсон

Также на месте катастрофы был обнаружен автоматический радиокомпас ARN-7. Прибор предназначен для навигации летательных аппаратов на основе сигналов, принимаемых от наземных радиопеленгаторных станций.

Последним этапом экспедиции на Чукотке было обследование места крушения самолёта рядом с селом Марково между реками Анадырь и Майн, где, согласно информации от местных поисковиков, лежали обломки А-20 "Бостон". Заболоченные участки тундры осложняли поиски. Но центроплан и хвост самолёта покоились на сухом месте. После детального обследования специалисты определили тип самолёта — P-63 "Кингкобра". На крыле отчётливо видна красная звезда с белой окантовкой.

Элемент крыла. Фото: Анна Юргенсон

Элемент крыла. Фото: Анна Юргенсон

Самолёт принадлежал капитану Владимиру Панкову, который совершил вынужденную посадку на ровную местность. Но произошла авария. Судя по наличию двух бочек из-под горюче-смазочных материалов, деревянных лаг под корпусом и фрагментов троса, самолёт пытались достать. Болотистый грунт помешал это сделать. Участники экспедиции пытаются установить дату авиакатастрофы и её причины.

Рядом с якутским аэродромом Хандыгой, в районе впадения реки Додаё в реку Тебердень, участники экспедиции обнаружили обломки истребителя P-40 "Киттихок" старшины Николая Дьякова. Колесо от его самолёта станет ценным экспонатом на тематических выставках. 9 декабря 1942 года самолёт Николая Дьякова аварийно приземлился на лёд в долину горной реки. Местным жителям удалось спасти лётчика только 19 января 1943 года.

Колесо от истребителя P-40

Колесо от истребителя P-40 "Киттихок". Фото: Анна Юргенсон

По имеющимся данным, P-40 "Киттихок" — единственный истребитель такого типа, которой совершил вынужденную посадку в Якутии. Спустя 80 лет поисковикам удалось обнаружить его обломки в отрогах Верхоянского хребта.

В июле 1943 года из Красноярска в сторону фронта вылетели 10 самолётов, полученных по ленд-лизу. Два разбились в сплошном тумане. Один из них — истребитель P-39 "Аэрокобра" лейтенанта Аркадия Кольцова. Он числился пропавшим без вести на протяжении 75 лет. В 2018 году красноярским поисковикам удалось обнаружить разбившийся истребитель и останки пилота. В этом году они подняли лопасти, мелкие детали "Аэрокобры" и три пулемёта "Браунинг" М2. Этот пулемёт калибра 12,7 мм применялся на большинстве американских истребителей и бомбардировщиков в годы войны.

Пулемёт

Пулемёт "Браунинг" М2 и лопасти винта. Фото: Георгий Широков

— За время перегона из около 8 тыс. самолётов было потеряно 81 воздушное судно. Этот трагический показатель "порядка 1%" — одновременно и свидетельство мужества и профессионализма лётчиков, работавших в тяжелейших условиях, часто летевших почти наощупь, — рассказала директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Наталия Белякова. — Причиной катастроф в основном была чрезвычайно сложная метеообстановка. В архивах и частных собраниях сохранились наградные листы и приказы о премировании пилотов.

Сохранившиеся объекты трассы Алсиб: аэродромы, здания, мемориалы, архивные документы, фрагменты техники — представляют собой единый и уникальный исторический комплекс, расположенный на территории от Чукотки до Красноярского края. Проработка возможности музеефикации и развитие туристического потенциала объектов легендарного авиакоридора — одна из задач будущего, третьего по счёту сезона экспедиции.

Наталья Садовских