Что осталось от строений, оставленных арктической экспедицией 100 лет назад

Фото: Леонид Круглов
Фото: Леонид Круглов

Комплексная экспедиция Северного флота при участии Центра Русского географического общества на Северном флоте, научной и медиагруппы РГО по изучению Земли Франца-Иосифа обнаружила продовольственный склад экспедиции Ивлина Болдуина, побывавшей на южном побережье острова Грили в 1901–1902 годах. Специалисты отметили стремительное разрушение объекта под воздействием сползания осадочных пород из-под ледника. Собраны предметы, представляющие историческую ценность: нарты, лыжи, пилы и пр. Часть предметов перенесена дальше в глубь острова от кромки воды.

broshennyy_barkas.jpg

Фото: Леонид Круглов
Фото: Леонид Круглов

В 1901 году метеоролог экспедиции Уэльмана американец Ивлин Болдуин предпринял попытку достигнуть Северного полюса. Экспедицию финансировал американский миллионер Циглер. В ней принял участие 51 человек (45 американцев и норвежцев и шесть хантов — жителей Северной Сибири). В качестве транспортных средств экспедиция имела 420 сибирских собак, 15 пони и свыше 60 саней.

Экспедиция вышла из Осло 24 июля 1901 года на судне "Америка". 27 июля в Тромсе к экспедиции присоединилось вспомогательное судно "Фритьоф". Достигнув Земли Франца-Иосифа и оставив на острове Алджер склады продовольствия, "Фритьоф" ушел обратно, а "Америка" осталась на зимовку. База экспедиции была устроена у мыса Циглера (остров Алджер).

evelyn_baldwin.jpg

Ивлин Болдуин. Источник: wikipedia.org
Ивлин Болдуин. Источник: wikipedia.org

Весной следующего года участники экспедиции совершили несколько санных экскурсий внутри архипелага для устройства продовольственных баз в северной части Земли Франца-Йосифа. После этого Болдуин решил вернуться в Соединённые Штаты Америки, не сделав ни единой попытки достичь полюса.

Основной причиной неудачи этой дорого стоившей экспедиции послужили, по-видимому, раздоры между начальником экспедиции Болдуином и капитаном-норвежцем. Дело дошло до личных оскорблений; в распри были втянуты и другие участники экспедиции. В результате образовалось два лагеря – норвежский и американский. При таких условиях Болдуин не рискнул идти в столь серьёзный поход, как санное путешествие к Северному полюсу. Экспедиция Болдуина – Циглера стоила добрую сотню тысяч долларов, но дала до предела жалкие научные результаты.

vid_s_mysa_mogilnogo.jpg

Фото: Леонид Круглов
Фото: Леонид Круглов

С 16 по 22 сентября силы участников экспедиции были направлены на изучение внутренних областей. Несколько дней учёные обследовали остров Алджера и прилегающие к нему более мелкие острова. Моряки-североморцы плечом к плечу с учёными научной группы Русского географического общества и национального парка "Русская Арктика" неоднократно высаживались на берега этого острова. Они тщательно осмотрели памятные места, связанные с историей освоения архипелага.

dsc01717.jpg

Фото: Леонид Круглов
Фото: Леонид Круглов

Специалисты провели обследование объектов зимовья экспедиции Циглера – Болдуина – Camp Ziegler 1902 года, которое также использовалось участниками экспедиции Энтони Фиала 1903–1905 годов. Интерес исследователей вызвало состояние промежуточного лагеря этой экспедиции 1904 года. Биологи Русского географического общества, подобно учёным экспедиции Отто Шмидта на ледокольном пароходе "Георгий Седов" 1930 года, собрали необходимые биологические материалы.

morzhi_mertvyytyulen_kvadrokopter.jpg

Фото: Леонид Круглов
Фото: Леонид Круглов

После дистанционного осмотра животного мира острова Матильды спасательное буксирное судно "Алтай" с Комплексной экспедицией на борту направилось проливами Маркама и Британский канал к острову Джексона, где на расположенном южнее островке Кверини был выполнен поиск биологических следов нарвалов.

img_5102_-_kopiya.jpg

Фото: Леонид Круглов
Фото: Леонид Круглов

Следующий этап похода Комплексной экспедиции Северного флота по праву может войти в историю освоения Земли Франца-Иосифа. Пройдя проливом Бута и проведя необходимые гидрографические измерения, экспедиционный отряд прошёл проливом между островами Угольной Копи и Грили. Ранее этим проливом проходили либо по льду, либо на лодках. Таким образом, "Алтай" – первое среднетоннажное судно, прошедшее этим безымянным проливом.

img_4806_-_kopiya.jpg

Фото: Леонид Круглов
Фото: Леонид Круглов

В настоящее время отряд направляется Американским проливом к крупнейшему лежбищу моржей на островах Аполлонова и Столичка.

Продолжая тему: В Арктике учёные обнаружили уникальные артефакты, связанные с пропавшими экспедициями