Чтобы помнили: находки чукотского этапа экспедиции "Алсиб"

Научный руководитель экспедиции, к.и.н. Павел Филин на аэродроме Уэлькаль. Фото: Игорь Харитонов, "Аргументы и Факты"

Алсиб, воздушный мост Аляска — Сибирь… Сегодня это название знакомо даже тем, кто далёк от изучения военной истории. А совсем недавно всё было иначе: в советское время к засекреченной некогда трассе не проявляли особого внимания, да и постсоветские исследования носили в основном кабинетный характер. В итоге спустя почти 80 лет с даты открытия маршрута исторические аэродромы были не изучены, точные координаты мест крушения самолётов были неизвестны, а сохранившиеся в различных архивах документы разрознены и зачастую противоречивы.

Навести порядок и почтить память авиаторов взялось Русское географическое общество совместно с Минобороны России, организовав экспедицию по обследованию объектов воздушной трассы Алсиб в 2021 году. Тысячи досконально изученных документов, работа с местным населением, тщательный анализ и каталогизация полученных данных — всё это позволяет делать всё новые и новые находки спустя 80 лет. В команде исследователей гражданские и военные специалисты — географы, геофизики, инженеры, историки, архитекторы, гидрометеорологи, поисковики и даже художники, создающие полотна об истории и современности перегоночных аэродромов.

"В таких условиях могут летать только ненормальные, самоубийцы или отчаянные русские..."

Яцек Палкевич, путешественник, репортёр-исследователь, член Русского географического общества

Воздушная трасса, по которой перегонялись поставляемые по ленд-лизу американские самолёты, была разбита на пять перегоночных участков. Первый, самый длинный и, наверное, самый сложный, начинался в городе Фербененкс на Аляске. Оттуда лётчики держали курс на восток — через Берингов пролив, над тундрой и холмами северного побережья Анадырского залива и заканчивали маршрут уже в советском Уэлькале. Второй этап маршрута проходил через Центральную Чукотку и Колымский хребет из Уэлькаля, через Марково в Сеймчан. Третий этап пролегал на больших высотах через Полюс холода Оймякон (Томтор) и Тёплый Ключ из Сеймчана в Якутск. Четвёртый — 1330 км по реке Лене от Якутска, через Олёкминск и Витим до Киренска. Заключительный отрезок Алсиба шёл от Киренска до Красноярска. Врочем, были и параллельные участки маршрутов, например из Марково через Омолон и Зырянку на Оймякон.

foto_2.jpeg

Схема Красноярской воздушной трассы

К каждому из этих участков были приписаны свои лётчики из числа 1-й перегоночной Краснознамённой авиационной дивизии Гражданского воздушного флота. Закончив выполнять перегон самолёта, пилоты возвращались в исходную точку маршрута на также полученных из США военно-транспортных С-47 "Дуглас".

Несовершенство навигационной системы и сложнейшие метеоусловия становились причиной потерь техники и лётного состава.

— Зимой здесь почти постоянно стояли лютые морозы, часто достигавшие минус 60 градусов, а в районе Оймякона — и 70 градусов ниже нуля, — вспоминал начальник Красноярской воздушной трассы комдив Илья Мазурук. — Самолёты, находясь на аэродромах, покрывались ледяной коркой. Масло и смазка превращались в камень, резина становилась хрупкой. Лопались шланги, выводя из строя тормоза и гидравлику. Ангаров не было. Все работы велись под открытым небом. Наши инженеры, техники и другие специалисты, замерзая сами, умудрялись с помощью простейших приспособлений ремонтировать, разогревать и отправлять в полёты самолёты. Часто подогреватели изготавливали на месте, используя большие примусы и бензиновые бочки…

Но несмотря на сложнейшие условия полётов, советские лётчики сделали почти немыслимое — менее чем за четыре года по трассе было перегнано более 8 тыс. самолётов. Потери техники составили всего около 1% — 81 борт. Но при этом в 39 авиакатастрофах погибло 115 наших лётчиков.

foto_3.jpg

Рельеф первого перегоночного участка Алсиба. Фото: Игорь Харитонов, "Аргументы и Факты"

Чукотка

28 июня 2022 года стартовал второй этап второго полевого сезона экспедиции РГО и Минобороны в Чукотском автономном округе. Первый прошёл в мае-июне в Красноярском крае. Колоссальная подготовительная архивная работа, взаимодействие с местными поисковиками и музеями позволили специалистам начать "полевую" деятельность, уже имея представление о том, где и какие именно самолёты предстоит искать на Чукотке.

Так, в целях уточнения мест крушений в течение 2021–2022 годов было установлено взаимодействие с краеведческим музеем посёлка Эгвекинот. Сотрудники музея предоставили рукописную карту мест падений, составленную лётчиком Глазковым. Именно на этой карте были отмечены четыре наиболее перспективных района поисков разбившихся самолётов, которые получили название по фамилиям командиров их погибших экипажей: "борт Спиридонова", "борт Герасимова", "борт Федоренко", "борт Пономаренко".

foto_4.jpg

Транспортировка артефактов для дальнейшей передачи в музеи. Фото: Игорь Харитонов, "Аргументы и Факты"

В итоге всего за несколько вылетов в течение менее чем трёх недель методом авиапоиска удалось обнаружить места катастроф четырёх из пяти самолётов, разбившихся на восточном участке трассы протяжённостью около 1200 км (от Берингова пролива до аэродрома Танюрер).

В честь подвига героев легендарной трассы 5 августа в посёлке Уэлькаль был открыт монумент — двухметровый памятник со скульптурой пилота, смотрящего на летящие самолёты, и надписью "Мост Мужества и Дружбы". Созданный на средства местных энтузиастов мемориал установлен в центре посёлка, в нескольких сотнях метров от первого аэродрома Алсиба на территории СССР. Памятник открыл губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, в церемонии приняли участие член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Анна Отке, руководитель экспедиционного направления Русского географического общества Сергей Чечулин, представитель культурно-исторического центра "Наследие" Андрей Спиридонов, глава администрации городского поселения Эгвекинот Роман Коркишко, руководитель регионального отделения движения "Бессмертный полк" Ольга Расторгуева, а также гости и жители посёлка.

foto_5.jpg

Мемориал в посёлке Уэлькаль. Фото: пресс-служба РГО

Борт Пономаренко

22 июля поисковой группой экспедиции с воздуха было обнаружено место падения самолёта С-47 "Дуглас" №223986 под управлением майора Фёдора Пономаренко. Катастрофа произошла 25 ноября 1943 года в районе верховьев реки Быстрой, в 50 км западнее Уэлькаля. Основная часть обломков находится на левом берегу, остатки груза — на правом.

Обнаружен двигатель, ушедший в болотину редуктор с торчащей лопастью и маркировкой на английском языке, крупноформатные остатки хвостовой части с белой звездой в круге с синим фоном и номером, части корпуса и одного крыла. Также были найдены и остатки перевозимого самолётом груза — отопителей для прогрева авиационных двигателей.

foto_6.jpg

Фрагменты самолета С-47 "Дуглас" №223986. Фото: Игорь Харитонов, "Аргументы и Факты"

— Пономаренко был опытным пилотом, — рассказывает научный руководитель экспедиции кандидат исторических наук Павел Филин. — Всего за месяц его экипаж сделал 30 рейсов, налетал 35 920 км, перевёз 240 человек и 28 т груза. Есть две версии аварии. Официальная гласит, что произошло возгорание и задымление кабины, из-за которого самолёт и потерпел крушение, зацепив сопку. Неофициальную версию выдвинул лётчик Глазков, чьи воспоминания хранятся в музее посёлка Эгвекинот. Он пишет, что среди лётчиков ходили слухи о подложенной мине с часовым механизмом. И однозначно сказать, что же произошло, пока нельзя. Профессионалы обследуют район катастрофы в первый раз со времён войны. Мы ещё будем советоваться со специалистами по авиационной технике.

Участники экспедиции установили мемориал в память о погибшем экипаже самолёта.

foto_7.jpg

Губернатор ЧАО Роман Копин, представители РГО и центра "Наследие". Фото: Игорь Харитонов, "Аргументы и Факты"

Борт Герасимова

В 15 км от места крушения борта Пономаренко 28 августа 1943 года разбился экипаж другого С-47 "Дуглас" под командованием старшего лейтенанта Евгения Герасимова. Фрагменты самолёта были обнаружены специалистами экспедиции 19 июля на склонах горы возле озера Горное.

Добраться до обломков было не так просто: большая часть из них лежит на горе высотой более 600 м. Путь наверх непрост — всюду крупные и очень острые камни. А ещё нужно доставить наверх памятную стелу. Нести её военным приходится на себе.

Чем выше в гору, тем крупнее попадаются фрагменты самолёта: обшивка с маркировкой, верхняя часть хвостового оперения с номером 25644, крылья самолёта. На самом верху — двигатель и элементы кабины. Авиационный алюминий сплавился с камнями горы. Несмотря на то что место крушения посещали геологи Восточно-Чукотской геолого-разведочной экспедиции ещё в 1974 году, под камнями до сих пор скрыто множество находок.

Обнаружены костные останки членов экипажа и комсомольский билет, выданный в Казахской ССР за №9248726. Фамилию получателя прочитать пока не удаётся, но участники экспедиции практически уверены, что он принадлежал бортрадисту Петру Капитоновичу Оконечникову, уроженцу деревни Кутихи Зыряновского района Восточно-Казахстанской области. Специалисты РГО надеются, что удастся найти родственников сержанта.

foto_8.jpg

Фрагменты С-47 "Дуглас". Фото: Игорь Харитонов, "Аргументы и Факты"

Крушение "Дугласа" стало следствием череды трагических ошибок. Самолёт был выпущен с аэродрома Марково на маршрут до Уэлькаля в ненадлежащее время. При любом раскладе лётчик не успевал посадить самолёт в светлое время суток, а к ночным полётам Герасимов допуска не имел. Высота гор, указанная на картах тех лет, зачастую не соответствовала действительности. В условиях сплошной облачности экипаж борта зачастую определял своё местоположение исходя из времени и скорости полёта. В итоге самолёт выскочил из низких облаков раньше положенного и зацепил вершину горы. Для того чтобы миновать гору, ему не хватило всего 15 метров…

Борт Спиридонова

29 мая 1943 года в 150 км восточнее аэродрома Уэлькаль при снижении в плотной облачности С-47 "Дуглас" под командованием старшего лейтенанта Евгения Спиридонова врезался в сопку. Самолёт доставлял две катушки электрокабеля по 1000 кг каждая. Известно, что в 1970-х годах на место крушения выходили геологи, а позже, в 2015 году, группа энтузиастов обследовала обломки, часть которых была передана в анадырский музей "Наследие Чукотки".

— Ни в музее, ни в геологическом управлении не смогли назвать точные координаты находки, — рассказывает о сложностях, с которыми пришлось столкнуться, научный руководитель экспедиции Павел Филин. — Следует отметить, что и поисковики из Эгвекинота также точно не знали координаты, однако имели достаточно чёткое представление о районе поиска — это район ручья Катастрофный и гора Катастрофная. Однако на Чукотке есть как минимум три объекта с "катастрофными" топонимами. Такое совпадение названий вносит некоторую путаницу в поисковую работу, и было довольно сложно разобраться, о каких именно местах идёт речь.

Наконец, 12 июля борт всё же был обнаружен с воздуха. Найдены разбросанные по склонам горы шасси, двигатели, крылья с американской символикой, редуктор с двумя лопастями и хвостовая часть самолёта.

foto_9.jpg

Фрагменты деревянной взлётно-посадочной полосы в посёлке Уэлькаль. Фото: пресс-служба РГО

Борт Федоренко

21 июля участниками экспедиции РГО и Минобороны с воздуха было обнаружено место падения истребителя P-40 "Киттихок". Впервые место крушения было обследовано комиссией в 1943 году, а в дальнейшем нередко посещалось людьми, о чём свидетельствуют многочисленные надписи на обломках самолёта.

Фрагменты воздушного судна лежат вдоль ручья на расстоянии порядка 700 м. Из крупных элементов — части двигателя, поршней, шасси, хвостового оперения (с номерным знаком). Многие части самолёта утрачены — видимо, унесены с собой посетителями места аварии.

По предварительной гипотезе исследователей, борт потерпел крушение уже при посадке. Выработав всё горючее, самолёт попытался сесть в горах, но из-за неровной поверхности опрокинулся.

foto_10.jpg

Поиск мест крушения самолётов с борта Ми-26. Фото: пресс-служба РГО

Исследования продолжаются

Экспедиция по обследованию объектов воздушной трассы Алсиб продлится до 15 сентября. Впереди поиски мест катастроф в районах Марково и Омолона, а дальше — обследование обширного якутского участка воздушной трассы. В планах и проведение мемориальных мероприятий в местах гибели экипажей.

— Собранные экспедицией новые сведения об исторической воздушной трассе наглядно показывают как масштаб трудового подвига, совершённого строителями и работниками аэродромов, так и героизм лётчиков перегоночных подразделений, которые ежедневно рисковали своими жизнями, а часто и отдавали их здесь, на востоке нашей страны, для того, чтобы там, на западе, фронт получал новые самолёты, — считает руководитель экспедиционного направления РГО Сергей Чечулин. — Я уверен, что самоотверженный труд работавших на трассе людей сохранил жизни многим тысячам фронтовиков и является огромным вкладом в Победу нашего народа над нацизмом.

После полевого этапа начнётся этап камеральный. Все полученные данные будут систематизированы и описаны. Учёные проведут отбор объектов военно-технической истории для последующих выставок. Самые ценные экспонаты будут переданы в музеи. В ходе экспедиции снимается документальный фильм, который донесёт историю создания и работы легендарной воздушной трассы до россиян.

Елизавета Ледовская