Ежегодно миллионы туристов приезжают на Алтай, чтобы увидеть Чуйский тракт — одну из красивейших автомобильных дорог России. Путешественников интересует не только живописная природа и достопримечательности вдоль трассы, но и её богатая история.
Современный статус и география. На дорожных картах Чуйский тракт обозначен как федеральная трасса Р-256 (до 2018 года — М52). Его протяжённость составляет 968 км: дорога начинается в Новосибирске, проходит через Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай, а заканчивается в селе Ташанта на границе с Монголией. По пути тракт связывает такие города, как Бердск, Новоалтайск, Бийск и другие.
От древней тропы к государственной дороге. История Чуйского тракта уходит в глубь веков. Китайские хроники свидетельствуют, что торговый путь на этом месте существовал уже тысячу лет назад. Однако активное освоение маршрута началось только после вхождения южного Алтая в состав Российской империи. Изначально это была узкая тропа, непригодная для телег, что затрудняло торговлю с Центральной Азией. Попытки расширить дорогу и построить мосты в конце XVIII — начале XIX века не увенчались успехом из-за нехватки средств.
XX век: масштабное строительство. Весной 1901 года началось планомерное обустройство тракта. К работам привлекли крестьян из окрестных сёл — в первый строительный сезон трудились от 80 до 158 человек. 26 мая 1922 года Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения, а восстановительные работы продолжились в 1923 году.
Значительный прорыв произошёл в 1931–1934 годах:
-
Было проложено 363 км дороги с каменным покрытием (гравий и щебень).
-
Построены деревянные мосты через реки Берёзовку и Ишу.
-
Возведены десятки малых мостов и других сооружений.
1 января 1935 года тракт официально приняла государственная комиссия. В том же году ввели в эксплуатацию деревянный мост через Катунь у села Усть-Сема, а в Бийске завершили строительство моста через Бию.
Техническое чудо: висячий мост через Катунь. 1936 год стал знаковым для Чуйского тракта: под руководством инженера С. Цаплина всего за год был возведён первый в мире двухканатный висячий мост через Катунь. Это сооружение стало символом инженерной мысли и упорства строителей.
Сегодня Чуйский тракт — не просто дорога, а часть истории Горного Алтая, отражающая этапы сложного пути от древней тропы до современной федеральной трассы.
Автор текста. Александр Шитов



