Цветы зла

Праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Цветы – остатки рая на земле». Удивительное разнообразие, пьянящие ароматы, буйство красок и причудливость форм – всё это привлекает не только насекомых-опылителей, но и человека.

Красота приходит в нашу жизнь с цветами. Букетами встречают из роддома мать с новорожденным ребёнком – букетами провожают в последний путь. А что насчёт цветов учительнице на первое в твоей жизни «первое сентября», любимой девушке на первое свидание, а без свадебного букета подружки невесты вообще рискуют никогда не выйти замуж! Это дорогое удовольствие дорожает от праздника к празднику: бесконечные дни рождения, дни Победы, дни Святого Валентина и, наконец, «дни» 8 марта.

Это мы ещё не в XVIII-XIX вв., когда на селаме (язык цветов), вообще разговаривали. Букет роз означал предложение руки и сердца, жасмин обещал получателю дружбу, но не любовь. С помощью герани назначали тайные встречи, а число бутонов на гиацинте указывало на день свидания. Цветы могли передать практически любое послание. Важным было всё: как их преподнесли – соцветиями вниз или вверх; с шипами или без; с листьями или же без них; передали букет правой или левой рукой? Например, наклон руки человека, вручающего букет, вправо – означал положительный ответ, а влево – отрицательный.

Но человек обладает удивительным даром, всё, к чему он прикасается, постепенно теряет свою истинную красоту, становится объектом его алчности и несёт разрушение. За время путешествия от поля до вазы, цветок «обрастает» не только углеродным следом, но параллельно растёт  и его цена.

Зловещим фоном для процветающей цветочной индустрии часто является откровенная эксплуатация работников, которые проводят на плантациях роз до 12 часов в день, получая за это ничтожную плату. Ещё буквально полвека назад спрос на срезанные цветы во всём мире в основном удовлетворялся локальными усилиями. Но в процессе глобализации индустрия стремительно эволюционировала, а развитие технологий только подстегнуло её оптимизацию. Цветы прибывают к нам в основном из Эквадора, Колумбии, Кении и, конечно, из страны, заправляющей на мировом цветочном рынке — Нидерландов. Доля отечественных производителей не превышает 15%. Это свидетельствует о серьёзных экологических последствиях выращивания и транспортировки цветов.

Цветочное производство отбирает под себя плодородные земли у местного населения, загрязняет и истощает источники воды, создает большую массу органических отходов с высоким содержанием химикатов. Исследование, проведенное специалистами из Университета Сан-Франциско, показало, что использование пестицидов, запрещённых в Европе и Северной Америке, вызывает у 62% работников плантаций проблемы со зрением и пищеварением, головные боли и судороги, значительно повышает процент неудачных беременностей. Химикаты-консерванты, благодаря которым поддерживают товарный вид цветка, оказывают негативное воздействие на продавцов и покупателей товара. Особенно опасна флористическая пена, которой фиксируют букеты, в её составе имеется формальдегид, обладающий канцерогенными свойствами.  

   В связи с природными условиями и сезонностью рынка цветы также выращиваются в теплицах, обогрев которых требует серьёзных затрат. Если же цветы выращивают с нарушениями правил фитосанитарной обработки, то человек рискует открыть двери своего дома для различных паразитов. Сами же цветы, особенно окрашенные, могут вызвать аллергическую реакцию, а некоторые виды вообще токсичны для домашних питомцев.

По статистике, наиболее распространённым способом транспортировки цветов являются авиаперевозки: в аэропортах некоторых стран-экспортёров действуют специальные терминалы, которые предназначены исключительно для этой цели. К примеру, Международный аэропорт Джомо Кенйятта в Кении каждую неделю покидает около 30 пассажирских самолётов, грузовой отсек которых приспособлен под перевозку десятков тонн свежих растений. В предпраздничные недели их количество может увеличиваться до 100, что требует колоссального расхода топлива. Гораздо более «экологичными» путём африканские цветы делают перевозки по морю. Всё время транзита цветы проводят в специальных мощных и крайне энергозатратных холодильниках, но огромная часть цветов всё же теряет товарный вид и отправляется на свалки.

Во Всемирном фонде дикой природы (WWF) России подсчитали, что доставка 100 млн. роз из Южной Америки и Африки приводит к выбросам 9 тыс. метрических тонн двуокиси углерода (CO2).  

Во время покупки цветы оборачивают в километры упаковки, большая часть которой состоит из пластика, который отправляет на мусорные полигоны. Использование биоразлагаемой упаковки – сознательный шаг, но упаковочное оборудование стоит миллионы долларов и многие производители не готовы отправить его на помойку.

Простояв в среднем около трёх дней,  цветы выбрасываются, при разложении образовывая парниковые газы и выделяя впитанные химикаты. В годы пандемии в странах, где выращивание цветов – одно из основных направлений экспорта, потери превысили 50%. В Голландии в 2020-м уничтожалось до миллиона цветов в день.

Совершенный отказ от срезанных цветов вряд ли следует ожидать, но реализацию этого товара можно сделать более экологичной уже сейчас. На помощь нам приходит теория Нулевого километра: если покупать только те растения, которые выращивают в вашем городе или его окрестностях, углеродный след существенно сократится.

Источники:

Автор: Галухина Алина, Журфак МГУ

Тэги: